Герман Арутюнов

Герман Арутюнов. Глава 22. Трудности, зачем они нам

Некоторые родители говорят:«Мы в своей жизни жили тяжело, много было трудностей. Пусть наши дети живут счастливее и не знают того, через что прошли мы…»А потом удивляются, почему дети вырастают эгоистами и белоручками…

                                                                Одна из версий

Но как приучать к трудностям, если дети их избегают, а родители их жалеют? Когда им говорят:«Трудности нам нужны, чтобы двигаться вперед, приобретать опыт, закалять характер, поэтому не надо их избегать, надо их преодолевать…»Это привычно и обыденно, мы к этому привыкли. И дети к этому привыкли и пропускают эти фразы мимо ушей. Но интересно не то, что лежит на поверхности, а то, что скрыто.

И в этом плане оригинально на трудности смотрит ленинградский писатель Даниил Хармс. У него вообще, если внимательно его читать, великие истины зашифрованы в символы:

в какие-то фразы,

в междометия,

в звуки…

И детям его книжки очень нравятся.

Наверное, потому что у детей нет защитных схем, а у взрослых уже наработаны: что делать в разных ситуациях, как себя вести, что говорить.Защитный опыт наработан трудностями, их преодолением. Проблемами, которые мы все время решаем. И, после нескольких преодолений у нас возникают готовые схемы, которыми мы потом всю жизнь пользуемся. А у ребенка эти схемы еще не наработаны. Поэтому дети в восторге от такого писателя как Хармс. Мы то на его тексты сразу мысленно накладываем схемы правил и ассоциаций. И говорим: бред. А у детей этих схем нет, и они Хармса понимают. Потому что онипока еще чувствуютто, что взрослыеуже не чувствуют.

Невероятные ассоциации, разорванные и утраченные взрослыми ассоциативные связи всего со всем. У ребенка этих связей бессчетное количество, и каждый раз возникают все новые, потому что с каждым новым впечатлением у него возникают новые ассоциации. Что допускает и чудеса, которые у взрослых случаются очень редко, потому что остаются только те схемы, которые наработаны и закреплены на все случаи жизни. Социальные наработанные ассоциации. Только нужные и типичные. Это и позволяет действовать автоматически, особенно не задумываясь. Главное — удобно. Сажем, в поход вы идете в туристском снаряжении, в гости в нарядном костюме, получать нобелевскую премию — во фраке. И человек в них, в этих наработанных схемах, как упакованный в гроб покойник. А у детей притягиваются все связи, нужные и ненужные, поэтому им все интересно, но выдать нужную нам реакцию они не могут..

Даниил Хармс это понимал. Он сумел сохранить в себе все детские ассоциации. Поэтому многие его герои выглядят необычно, нестандартно, их реакция непредсказуема.

Например, у Хармса в стихотворении «Месть» Фауст говорит:

«Что слышу я, как будто бы фитиль трещит

как будто мышь скребет,

как будто таракан глотает гвоздь,

как будто мой сосед, жилец, судьбою одинокий,

Рукой полночной шарит спичку

И ногтем, сволочь, задевает

Стаканы, полные воды…

Потом вздыхает и зевает

И гладит кончик бороды…»

У Хармса часто названия не соответствуют содержанию, потому что для него главное не содержание, а ассоциации, богатство ассоциаций. Наглядно видно, у Хармса тут препятствий и трудностей (раз мы сейчас о них говорим) куча, в результате его творчество – сплошное движение вперед, сплошное развитие, все время читатель вынужден решать какие-то ребусы, кроссворды и шарады…

Насчет трудностей и препятствий у Хармса сложилась целая теория. Он создал конструкцию, которая похожа ни много ни мало на схему мироздания. Он утверждал, что«основу существования составляют три элемента:

это,

препятствие и

то…

А препятствие, по мнению Хармса, является тем творцом, который из «ничего» создаёт «нечто»…

Далее Хармс рассуждает так:

«Испытываяпрепятствиевремени, пространство раскалывается на части, образуя троицу существования… Расколотое существующее троичное пространство состоит из трёх равнозначных элементов:

там,

тут и

там»

В подтверждения этой идеи Д. Хармс приводит общественно-политическую схему жизнеобеспечения:«Рай – Мир – Рай», где по его схеме

Рай – «это»,

Мир – «препятствие»,

Рай – «то». »

Его оригинальный ум находит довод даже в таком стихотворном размере как амфибрахий, гдеударный слог служит своего рода «препятствием» между двумя безударными слогами:

«Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи…»

То естьпрепятствие показано как движущая сила жизни.

В продолжение мыслетворчества Хармса можно предложить некую, рожденную еще в эпоху Возрождения, тоже формулу жизни, состоящую из четырех пунктов, каждый из которых имеет свои препятствия.…

Итак четыре формулы жизни человека:

  1. Еще не
  2. Уже да
  3. Еще да
  4. Уже нет

С точки зрения трудностей это интересно.

1.Еще не– это ребенок, он все время растет, все время развивается.

                                                                  Еще не

Трудностей миллион. Потому что, куда ни плюнь,еще не. Но это не только ребенок, но и солдат-новобранец. Потому что по сравнению с гражданской жизнью там все для него непривычно, все надо осваивать: привыкать к распорядку, быстро одеваться, подчиняться командирам. В армии все навыки даются нелегко, иногда с мукой…Целая система правил, чтобы выживать в условиях опасности. Скажем, в шесть утра команда «рота, подъем!» и надо одеться за 45 секунд, а потом с карабином, саперной лопаткой и скаткой шинели бежать кросс три километра. И, если вначале проклинаешь все на свете и этипридуманные командирами трудности, то потом организм постепенно приспосабливается — растет физическая тренированность и психологически перестаешь паниковать.

2. Став постарше –уже да.

                                                                          Уже да

То есть, став постарше, когда развитие еще не прекратилось, но хочется, чтобы сталоуже да. Жизнь заставляет. Надо определяться, находить свое место, заводить семью. Все больше хочется, чтоб былоуже да.

3. Следующий периодеще да– тоже развитие, но замедляющееся.

                                                                  Еще да

Потому что в детстве наработались социальные схемы, которые со временем позволяют везде их просто включать, автоматически, по трафарету, не думая, не ища, без поиска…И никаких трудностей. В метро зашел, на турникете карту приложил и вперед…на эскалатор ступил и стоишь. Поезд подошел, дверцы открылись и вошел…А, если не знать этой простой схемы, если не знать, что на эскалаторе надо быть осторожным, что нельзя подходить к краю платформы, когда подходит поезд…Если всего этого не знать, то каждый раз надо думать и искать решение, иначе опасно для жизни…

То есть на втором и третьем этапе нашей жизни мы,благодаря наработанным схемам многое делаем автоматически…и тем самым успешно справляемся с трудностями.Скажем, входим в метро, и, если действуем по привычной схеме (не садимся на сидящих людей, не сгоняем их с их мест, не оскорбляем пассажиров), то проблем не возникает.

Вообще у каждого из нас в голове привычные схемы поведения на разные случаи жизни. Скажем, переходя улицу на зеленый свет или останавливаясь на красный, мы делает это уже не задумываясь, автоматически. Эта автоматика обеспечивает безопасность, но не двигает нас вперед..

Хотя, конечно, и вне схем трудностей хватает.

несчастный случай,

смерть,

болезнь,

внезапный конфликт,

переезд, …

Но по сравнению с наработанными схемами их немного. То есть для роста и развития мало пищи — мешают схемы.

4. Четвертый период —уже не.

                                                                  Уже не

Он начинается, когда наступает зрелый возраст, а жизненная батарейка у нас уже садится. И нередко, и хотел бы по схеме что-то сделать, а уже не можешь. Пожилой человек с лыжными палками, например, еле идет, осторожно передвигая ноги и подтягивая палки, и целую минуту выходит из автобуса, задерживая спешащий по делам народ…То есть на этом этапеуже неу нас начинают проявляться возрастные ограничения, которые уже не позволяют все делать на автоматизме. И тутэти трудности снова начинают нас развивать, мы вынуждены придумывать, как и чем компенсировать возникшую нашу неспособность сделать то, что раньше мы делали легко, не задумываясь.

Вот конкретная ситуация из жизни. Женщина пишет в Интернете:«Я возмущена. Муж хочет нарушить двадцатилетнюю традицию и встречать Новый год раздельно от меня, не дома. Съездил на малую Родину, в деревню, в места своего детства, встретился там с друзьями. И теперь хочет встречать там Новый год в бане. Мечта — Новый год, баня, купание в проруби, катание по снегу, потом банкет, возлияния… Приглашает меня, а я не хочу. Привыкла встречать Новый год дома. Да и чего хорошего, муж в бане, а я дома одна кукую…А ведь как хорошо было…Все привычное. Новый год – семейный праздник и праздновать его надо вместе (схема) Ведь, когда я была маленькая, мы всегда праздновали Новый год дома, приходили друзья и родственники…

А он на полном серьезе мне заявил, что он туда поедет, как бы там ни было. А мне что делать? У меня несколько вариантов. Или одной остаться дома, смотреть телевизор. Или поехать с мужем и сидеть с его престарелой мамой вдвоем, которая спать ложится до Нового года, или напрашиваться к кому-то в гости, что мы никогда не делали…Я естественно была против, сказала ему.»

Типичная ситуация столкновения разных усвоенных схем и разной ментальности полов. Разная система ценностей у мужчин и женщин…

Женщина, столкнувшись с выпавшей из схемы ситуации, по схеме прокручивает несколько привычных картинок-схем в голове, которые помогали встречать Новый год без проблем, и сама себя накручивает: зачем все менять, если итак все хорошо?…Ей тяжело отказаться от схем, потому что она женщина. Женщина изначально — хранительница очага, собиратель ценностей, материальных и духовных, накопитель позитивного опыта.У женщин накатанная жизнь хороша повторами и создает ощущение семьи, прочности семейного уклада, цикличности, полноты жизни…И женщина считает: зачем отказываться от привычного, от добра добра не ищут.

Мужчина с древнейших времен — исследователь, разведчик, проходчик, охотник. Он прокладывает дорогу, он рискует, он ищет что-то новое. Он такой по природе своей.Мужчине легче отказаться от привычного, он охотнее идет на перемены…

А что в этой ситуации позитивного? Что увиделось сквозь возникшее разногласие, охлаждение отношений? У женщины, оказывается, нет подруг, к которым всегда можно придти на Новый год, даже позвонить среди ночи и приехать. Как говорил поэт Михаил Светлов:«Дружба — понятие круглосуточное».А те подруги, что есть, семейные, у них своя жизнь, и ни к кому из них и не пойдешь. Грустная, но реальность, которую теперь надо учитывать, быть к ней готовой. Да и с мужем, оказывается, не так все прочно, как казалось. Думала, что у них счастливая семья, что они друг без друга не могут, а тут, оказывается, даже довод«я отдала тебе всю жизнь»уже не действует, и ему ничего не стоит пойти куда-то без нее. Так может и вообще уйти к другой за новизной…

То есть возникшее в этой семье препятствие перед совместным празднованием Нового года позволило жене сделать два открытия. Она впервые задумалась о том, насколько настоящие у ней подруги и насколько прочны ее отношения с мужем…

Кто-то скажет, что можно было вообще не ломать голову, а взять, да поехать с мужем в деревню, посмотреть новые места, познакомиться с новыми людьми. Или другой вариант — встречать Новый год без мужа, но в компании соседей. Пошла, накрасилась и в компанию, хоть и без мужа. Или поехала с мужем… И часто такой вариант – тоже готовая схема. Это все равно что убрать проблему, без стресса и ломания головы. Почти что все равно, что войти в метро по наработанной схеме. Некоторые находят свой способ решения всех проблем. Например, писатель и алкоголик Венечка Ерофеев через «нальем» заполнил свою нишу в жизни, проложил свою лыжню в жизни, даже целую дорогу… Настолько ярко, что его уже чуть ли не классиком считают…

Кстати, через «нальем» многие решают возникающие проблемы и преодолевают трудности. Некоторые даже с риском для жизни. Помню, когда работал рабочим в столовой при ткацкой фабрике на Вятской улице, к нам в гости приходил с соседней фабрики «Свобода» грузчик Колян. Приходил за закуской. Не для себя, он вообще не закусывал, а для своей компании, которую ему, видимо, составляли такие же как он.

А, поскольку он«когда я пьян, а пьян всегда я»,то у него с собой всегда была бутылка растворителя.- то, что он пил. И он, когда подступало, доставал бутылку, отвинчивал пробочку и отхлебывал, складывая при этом свое лицо пополам. И однажды капля этого напитка капнула на кожаное сиденье дивана, на который мы присели. И эта капля прожгла в коже дыру. Я был поражен.«Как же, —подумал, — у него внутри все не прожгется?»Видимо, не прожигалось, разбезнаказанно продолжал пить растворитель. Хотя любой нормальный человек от нескольких капель сразу обжег бы себе рот, прожег бы гортань, пищевод, желудок. А Колян пил не только растворитель, но еще и закрепитель, и денатурат, и олифу, и клей БФ. Его организм чудесным и загадочным образом научился преодолевать вредность и опасность каждой из этих жидкостей. И это был пример невероятной человеческой способности преодолеть любые трудности.

                                                Трудности — лестница вверх

Но зачем нам вообще проблемы и трудности? Чтобы мы легко их убирали? Может быть, и так. Нопо большому счету проблемы и трудности нам даются, чтобы мы заработали ступеньку на лестнице познания…Это этап развития.Когда мы сталкиваемся с нестандартной ситуацией, мы вынуждены действовать не по схеме, вынуждены чему-то учиться… Однако это все в материальном плане. Ав духовном плане без трудностей и препятствия вообще нет развития.

Типичная притча. К китайскому мастеру ушу пришел ученик. Мастер его спрашивает:

«- Ну что, ты думаешь, что я тебя сейчас буду учить разным приемам, да?

— Да, —отвечает ученик.

— Хорошо, —говорит мастер, — вот тебе два ведра воды и принеси воду из реки.

Ученик принес. Мастер вылил эти два ведра воды на пол и сказал:

— Иди и принеси еще два ведра воды.

И так ученик раз десять ходил и носил эту воду, а мастер каждый раз выливал ее на пол. Тогда ученик обиделся и сказал:

— Мастер, я пришел сюда учиться ушу, а не воду носить.

Мастер говорит:

— Тогда уходи.

Ученик ушел. И не мог понять, что это, почему так мастер с ним обошелся. И стал спрашивать всех своих знакомых. И один старый уже слепой мастер ему объяснил:

Если ты, пытаясь освоить какое-то восточное учение, задаешь вопрос «почему?» вместо того, чтобы делать, выполнять, то ты ничему не научишься.

То есть в духовном плане учиться без трудностей нельзя, что они специально создаются, чтобы у ученика сформировалось к ним позитивное отношение, чтобы он понимал, что с каждым усилием по преодолению он растет.. Только тогда он сможет выдержать ту огромную работу, которую предстоит проделать каждому мастеру на пути к вершине мастерства. Это тысячи, десятки, сотни тысяч одних и тех же упражнений, которые бесконечно повторяются. Найти в них вдохновение — тоже мастерство, даже искусство. Но оно приходит, когда удается убрать любое сомнение, любое недовольство. Наоборот, воспитать в себе убеждение, что чем больше ты делаешь тяжелой черновой работы, чем труднее осваиваешь что-то новое, чем больше преодолеваешь трудностей, тем совершеннее становишься.

Между прочим, в Армии то же самое. Молодым солдатам вначале кажется, что сержанты к ним придираются, создают ненужные проблемы, требуют точного выполнения команд командиров, аккуратности, обязательности, добросовестности, придумывают дополнительные трудности, заставляя, просыпаться среди ночи по тревоге и бегать кроссы с полной выкладкой. На самом деле такие тренировки необходимы, чтобы в экстремальной ситуации действовать автоматически, не задумываясь, без сомнений и колебаний, четко, точно и слаженно, поскольку в боевой обстановке это спасает жизнь. Кроме того у солдат вырабатывается принятие чужого мнения, что вообще помогает в общении с людьми, а также терпение, помогающее, как говорится в Дисциплинарном уставе ВС СССР,«стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы.»

Это показано в фильме «Девятая рота», где ребят, приехавших воевать в Афганистан, до изнеможения гоняет «старичок»-сержант. Для чего? Чтобы они, по его словам,«раньше времени не стали трупами»,чтобы могли выжить в жесточайших условиях войны с моджахедами. По пословице:«чем хуже, тем лучше».

Терпение не только в Армии, но и в жизни помогает преодолевать трудности. Не случайно сейчас во всех наших школах собираются ввести курс начальной военной подготовки. В Китае и в Японии, например, в образовательных школах дети проходят программу первых ступеней школ боевых искусств и восточных единоборств: ушу, тай-цзи-цуань, джиу-джитцу, кекусинкай, таэквондо.

В Китае и Японии вообще вся жизнь с детства заточена на преодоление трудностей. Если их недостаточно в семье, родители создают их для детей искусственно: одевают в неудобную одежду, школу или ВУЗ находят далеко от дома, чтобы добираться в переполненных электричках или набитых под завязку вагонах метро.

                                         На них присаживаешься как на скамейку

Потому что на каждое рабочее место слишком много претендентов, и надо в детстве и юности пройти суровую школу выживания, чтобы отвоевать себе место под солнцем. Во многих китайских школах, например, даже специально не топят, чтобы дети с детства привыкали к дискомфорту, приобретали навык учиться в трудных условиях. Во всех перерывах, начиная с зарядки утром, физические упражнения. Как в Армии, принудительно, то есть обязательно для всех.

Все произведения искусства построены на трагедиях, трудностях, проблемах. Например, известный миф о Сизифе, который вкатывает огромный камень на гору, а тот тут скатывается обратно. И все начинается сначала.…Или путь Христа…сколько ему пришлось преодолеть и претерпеть, чтобы оценили его усилия и поверили в него. Его в пример приводят священники, когда учат паству смирению и терпению, преодолению невзгод.

А святые…разве их выбор – не обмен благополучной спокойной жизни на путь, полный страданий и невзгод? Но они, понимая, что духовно расти иначе невозможно, принимают все несчастья и трудности, как благо, радуются им, благодарят за это Господа и стоически все преодолевают… Мало того, говоря, что«трудности и испытания помогают нам измерять степень нашего духовного понимания»,они своей жизнью утверждают закон перерастания материальных усилий в духовные ценности. То есть, если мы недовольны теми испытаниями, которые нам встречаются в жизни, значит степень нашего духовного понимания еще очень низкая.

Но почему мы так трудно усваиваем хорошее? Почему долго перестраиваемся и учимся? Психологи объясняют: потому что нам очень дороги наши привычные схемы, которые мы усваиваем, когда мыеще не. Можно сравнить жизнь с обороной, когда мы находимся внутри себя как в крепости, жизнь нас со всех сторон атакует, а мы защищаемся привычными схемами…Но, если нам предлагают от схем отказаться, у многих внутренняя паника..

Скажем, на работе от кого-то требовали всегда обязательности и аккуратности. А тут вдруг стали требовать новых идей. Конечно, для кого-то это паника, страх, что ты не сможешь придумать ничего нового и тебя уволят. А на самом деле это, возможно, новая ступенька в жизни, счастливая возможность открыть в себе способность к творчеству.

Так жизнь и идет – чем нам хуже, тем потом лучше. И наоборот – чем нам лучше, тем потом хуже…

Закончить такую серьезную тему как «Трудности, зачем они нам» хотелось бы оптимистически, с улыбкой. И родились такие строчки:

«Вчера я с утра проглотил зажигалку,

И то, вот не мог – сразу бросил курить.

Потом стал подпрыгивать через скакалку

И, ржа¸ как кобыла, копытами бить.

В обед прищемили мне ногу в столовой,

И я помрачнел и немного опух.

Но к вечеру жизнь показалась мне новой.

И, кажется, что обострился мой слух.

За ужином вечером съел я случайно

Корзину, резину и связку ключей.

От этого бодр я стал чрезвычайно

И полон идей и пространных речей….»

Герман Арутюнов.

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

Вам понравится

Смотрят также:Герман Арутюнов

Оставить комментарий