Герман Арутюнов

Герман Арутюнов: Глава 41. Школа самовыражения

Самовыражение – свойство и потребность любой живой твари Божией.. А для человека, как социального существа, тем более. Но как иначе найти себе подобных и привлечь к себе внимание? Социологи даже считают самовыражение одним из факторов,«провоцирующих развитие общества». В самовыражении человек подобен павлину, который распускает свой фантастически красивый хвост. Кто-то пишет стихи, кто-то поет, кто-то рисует, кто-то танцует. Но хорошо, если есть где….

                                В самовыражении человек подобен павлину

О Гайд-парке в Лондоне, об этом уникальном месте на планете знают во всех странах мира. Но не только потому, что это привлекательный для туристов уголок парка в столице Великобритании. Главная причина этовозможность самовыразиться, высказаться, так же свободно, как это было 2,5 тысячи лет назад в древнегреческих Афинах у стен Акрополя на Агоре, куда приходили обменяться мнениями свободные граждане, или в Средние века на вече в нашем Древнем Новгороде…

Вобщем Гайд-парк — один из самых любимых лондонцами парков, и здесь всегда многолюдно. Не только потому, что много желающих высказаться —сюда стремятся все туристы, посещающие Лондон, дабы побывать в театре самовыражения, воочию убедиться в существовании своеобразного«оплота свободы слова», а заодно посмотреть послушать интересных людей.

                         В Гайд-парке ораторы выступали и 100 и 200 лет назад

Этот театр слова расположен в северо-восточной части парка, неподалеку от Мраморной арки, и называется Speakers’ Сorner —уголок ораторов. Здесь люди высказываются, о чем хотят, так что сюда приходят и успешные ораторы и те, кто уже потерял надежду быть услышанным. Не случайно Гайд-парк давно уже стал символом свободы высказывания. Когда хотят сыронизировать над желанием человека высказаться, даже заглушая всех остальных, то говорят:«Что ты тут Гайд-парк устраиваешь?»

Уголок ораторов — главная местная достопримечательность Гайд-парка, его суть. Здесь каждый может публично высказаться о чем-то важном для себя, высоком или будничном, но наболевшем. Или попробовать превратить свою речь в маленький театральный шедевр, как это делали ораторы Древней Греции и Древнего Рима. Особенно многолюден уголок ораторов в выходные. Говорить можно на любую тему, исключая призывы к насилию и бранные слова. Микрофоны и громкоговорители не разрешаются, что замечательно, потому что так никто никого не глушит.

Тематика выступлений самая разнообразная: и серьезная, и не очень. Политика и экономика, наука и религия, право и мораль, проблемы войны и мира, спорт и оздоровление, медицина и самолечение, отношения между мужчиной и женщиной, воспитание детей, вопросы защиты животных — все выплескивается на этом живописном пятачке. Достаточно сказать, что в свое время коммунистические идеи здесь высказывали еще и Карл Маркс, и Плеханов, и Владимир Ленин…


                                     Вот он, уголок оратора

Выступающие в этом традиционном месте, абсолютно разные. Одни отстаивают свою точку зрения спокойно, аргументированно, другие — сумбурно, путано, эмоционально, третьих вообще трудно понять: в их головах явно полная каша. Тем не менееправо говорить дано всем. В этом суть Уголка ораторов. Главное, чтобы речи выступающих не противоречили закону о свободе слова. Ведь Уголок ораторов сам по себе — символ этого наиглавнейшего демократического закона, его живое воплощение.
Почему Уголок оратора появился именно в Гайд-парке? По одной из версий, еще в ХII столетии здесь в те далекие суровые времена находился эшафот, где казнили узников Ньюгейтской тюрьмы (позже в ее казематах за свою дерзкую сатиру некоторое время провел и Даниель Дефо, автор «Робинзона Крузо»). По традиции перед казнью каждому несчастному разрешалось произнести
последнее слово, которое, как правило, было очень откровенным— ведь приговоренному к смерти нечего терять — он говорит то, что думает, то, что не успел сказать за всю жизнь.
Виселицы на месте будущего Уголка ораторов стояли вплоть до ХVIII века, затем их убрали. Однако в оазис свободы и в театральную сцену этот уголок превратился лишь в 1872 году, когда английским парламентом был, наконец, одобрен и принят соответствующий закон. Его появление тоже не случайно.

С середины XIX века, когда в стране начал набирать силу рабочий класс, Гайд-парк стал излюбленным местом проведения разных публичных митингов и демонстраций, которые полиция постоянно разгоняла. Самое крупное столкновение блюстителей порядка с митингующими произошло в 1866 году. Тогда полицейские по приказу премьер-министра лорда Дерби закрыли ворота, ведущие в парк. Но 200 тысяч протестующих легко их снесли. Чтобы избежать в будущем подобных противостояний, чреватых бунтом, британский парламент и принял закон, приведший к появлению в Гайд-парке Уголка ораторов — отдушины свободы.


            Некоторые, чтобы лучше было слышно, встают на возвышение

И вот теперь здесь все время кто-то выступает. Люди приезжают сюда высказаться не только с разных концов Великобритании, но и из других стран. Не говоря уже о туристах, которые приходят сюда посмотреть на любопытное место, послушать ораторов и. может быть, даже самовыразиться, сказать что-то свое. Наподобие того, как многим сейчас нравится делать селфи, то есть фотографировать себя на фоне каких-нибудь достопримечательностей (египетских пирамид, статуи Свободы, лондонского Тауэра) или рядом со знаменитостями.

Почему? Наверное, потому чтов каждом из нас заложена потребность в самовыражении, в театральности, в творчестве, в познании себя. И в устном слове, как ни в чем другом, эта потребность реализуется наиболее полно. Не случайно же считается, что главный фактор, который сформировал человека, выделив его из окружающей природы, это язык, речь. Именно освоение языка сформировало речевой аппарат человека (мышцы и кости черепа) и его интеллект. Пример с детьми-маугли, прожившими самый продуктивный период становления языка среди животных (волков, собак-динго, обезьян), показывает, что если мозг ребенка до пяти лет не трудился над освоением речи, то он не развивается, и интеллект, как его потом ни развивай, все равно остается на уровне животного.

                                         У каждого оратора — свои слушатели

По аналогии нечто подобное происходит и со взрослым человеком.Любой процесс познания становится эффективнее при звуковом проговаривании, а еще лучше – в игре, в театральном обыгрывании ситуации. Вот почему при изучении иностранных языков всегда считалось и считается полезным не только слушать изучаемые тексты, прочитывать их вслух, но и разыгрывать диалоги. Не случайно дети охотнее все познают через игру, представляя персонажей в лицах (продавец-покупатель, доктор-пациент, учитель-ученик).То же самое с чтением любой литературы, даже технической. Помимо зрительного восприятия информациизвучание, видимо, возбуждает какие-то области в нашем мозгу, которые активизируют его работу в целом, мобилизуют тот духовный потенциал, который наработался в длительном процессе становления человека как вида.

В этом плане можно задуматься: а не беднее ли мы интеллектуально древних греков, которые книг не писали и не читали, а всю мировую литературу того времени держали в голове и проговаривали друг другу? Или людейXIXстолетия, А.С.Пушкина и его современников, которые в детстве слушали сказки из уст своих бабушек, а, став взрослыми, слушали книги в чтении авторов и только потом читали их сами? Так что повезло тем современникам Пушкина, Лескова, Достоевского, которые могли слушать их вживую, про сравнению с теми, кто мог лишь прочитать их книги….

То естьзвучание живого слова, как чужого, так и собственного, творчески развивает. И не только отдельного человека, но общество в целом. 500 лет назад во Флоренции во времена Леонардо (1452-1519) и Микеланджело (1475-1564) едва ли не любой житель города мог с ходу вслух процитировать отрывок из «Божественной комедии» Данте (1265-1321), потому что все знали эту огромную поэму наизусть, и она постоянно звучала на площадях, улицах и в домах. И именно этот период был самым плодотворным во Флорентийской республике за всю ее историю. Да и сейчас, общаясь друг с другом, мы не просто пересказываем прожитое, но передаем это в образах, словами, жестами и мимикой подчеркивая какие-то детали…

                                После Данте вся Флоренция заговорила стихами

Конечно,телевидение, видео и Интернет постепенно вытесняют живое устное слово из самообразования, как и сопутствующие ему театральные способности, но, как бы ни развивалась техника, научно-технический прогресс, человека за короткое время не переделаешь. Если еще с эпохи формирования языка и речевого аппарата в течение сотен тысячелетий наращивалась в нас потребность в самовыражении через устную речь, то она есть и сейчас и долго еще не исчезнет…По крайней мере, и сейчас во многих семьях, когда кто-то приходит в гости или когда на Новый год приходит заказанный в Агентстве услуг Дед Мороз, родители ставят ребенка на стул и просят с выражением прочитать какое-нибудь стихотворение. Никто их не заставляет это делать, но негласная традиция в народе еще живет…

Многие философы, в том числе и Аристотель (384-322 до н.э.) считали, чточеловек становится счастливым именно посредством  самовыражения, то есть реализации своих потенциальных возможностей, в том числе и через Слово. Владение Словом всегда выделяло человека из толпы, будь то Иисус Христос (0-33), теолог и философ Василий Великий (330-379) или неистовый монах Джироламо Сованорола(1452-1498).

Для тех, кто исследуют это явление, открывается, что самовыражение дошло до наших дней в трех основных формах.

Этосамовосхваление,

исповедь и

проповедь.

Именно так принято располагать эти формы, от простого к сложному, потому что каждая из них показывает уровень развития человека.

Примитивные люди себя хвалят,

более глубокие и мыслящие, исповедуются, а

имеющие помимо этого опыт, знания и мудрость, проповедуют.

Эти периоды переживает каждый из нас в жизни, только кому-то есть что сказать после насыщенной, интересно прожитой жизни, а кого-то, как пустую щепку, затягивает в детство, в центр вращения, к самовосхвалению.

Поразительно, но, если понаблюдать за ораторами в Гайд-парке, то именно эти три черты характеризуют разных ораторов –

кто-то восхваляет себя,

кто-то исповедуется, а

кто-то проповедует.

И именно к этим трем основным формам можно отнести почти любое выступление в Гайд-парке.

«Сэр, не правда ли, немецкое пиво лучшее в мире?» — может неожиданно обратиться к вам приехавший сюда из Баварии бородач, стоящий, чтобы его было хорошо и видно и слышно, на каком-то принесенном с собой пластмассовом ящике, возможно, как раз из-под пива. Если даже вы не отвечаете, но и не отходите, он, не отпуская вас взглядом, добродушно (а иногда и недобродушно) продолжает:«Подойдите ближе, давайте поговорим, поспорим, но я докажу вам, что я прав». Типичныйпример речи-самовосхваления.

                                                В Баварии все хвалят пиво

Другой выступающий, одетый в нескладный сюртук и видавшие виды брюки, похожий на Ганса Христиана Андерсена, стоит как по заказу уже прямо-таки в исповедальной позе – чуть наклонившись вперед и прижав руки к груди. Но в отличие от великого сказочника он рассказывает не сказку, а грустную историю своей жизни, судя по его речи и внешнему виду, довольно печальную. Может быть, и не типичный, нопример речи-исповеди, а, возможно, и проповеди.

                          Г.Х. Андерсен:«Сказка иногда похожа на проповедь»

Неподалеку дама-феминистка в костюме для митингов и в  клетчатой шотландской шляпке, украшенной английским парламентским флагом (the flag of truce), настойчиво доказывает слушателям, что все мужчины постоянно нарушают библейскую заповедь —«не возжелай жены ближнего своего».«А, если возжелал, —повторяет она слова Библии, — то уже и прелюбодействовал в сердце своем!»Наглядныйпример проповеди, причем, довольно воинственной.

Не случайно все древние тексты (к сожалению, только они, написанные на папирусе, восковых дощечках или глиняных пластинках, до нас дошли, документально, а устные речи только в пересказе) содержали большей частью либо

самовосхваления, либо

исповедь, либо

проповедь-поучение.

Помимо маленьких носителей это и огромные каменные стелы египетских фараонов, ассирийских, персидских и вавилонских царей с перечнем их заслуг, побед и поверженных врагов (самовосхваление).

Это и древнейший египетский папирус «Разговор разочарованного со своей душей» (исповедь).

Это и более поздняя, вошедшая в Ветхий Завет, «Книга Экклезиаста» (проповедь).

Если брать древнюю отечественную литературу, это «Слово Даниила Заточника» и «Поучение Владимира Мономаха» (И там и там проповедь).

В конце-концов исповедь и проповедь можно найти почти у каждого значительного писателя (тем более у великих), потому что творчество всегда связано с потребностью высказаться, то есть исповедаться и сказать что-то поучительное. И в то же время у каждого из них уже достаточно ума и опыта, чтобы не восхвалять себя.

Хотя покаяние нередко заменяется самооправданием или сводится к нему, то есть скатывается к самовосхвалению. Даже во время религиозного обряда в реальной жизни исповедующийся стремится объяснить священнику, а через него и Богу, причины своих неблаговидных поступков, кается, но и оправдывается, приводит какие-то объяснения. Таким образом, вся мировая литература вышла из таких объяснений. Например, «Исповедь» Жана Жака Руссо (1712-1778), в которой откровенно разоблачительные самооценки чередуются с оценками других и самооправданиями.

Именно из поучений, в основе которых обязательно лежит исповедь, состоит чуть ли не вся религиозная литература всех времен и народов. Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Блаженный Августин, Василий Великий и еще сотни святых и проповедников, стали авторами, составившими золотые страницы мировой литературы. Потому что покаянное слово всегда тянет за собой назидание, поучение. Исповедь, призванная вызвать сопереживание, сочувствие или произнесенная с целью самоанализа, почти всегда содержит элемент проповеди. Исповедь автора-героя, вызывающая сочувствие читателя, как правило, представляет собой нравственный урок, призывающий не совершать подобных ошибок, то есть проповедь.

Хотя, конечно, проповедь вполне способна существовать и без ярко выраженной исповеди. Яркие примеры тому — «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Житие протопопа Аввакума». Однако, даже если в тексте исповеди не содержится открытая проповедь, назидательный элемент все равно остается весьма сильным.

Да что там древнерусская литература, движущаяся под парусом веры, вся наша отечественная светская литература исповедальна и назидательна, начиная с Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, Е.А.Баратынского, И.И.Козлова А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и кончая нашими современниками В.Распутиным, Е.Евтушенко, Б.Окуджавой. То же самое с драматургией от Дениса Фонфизина до Виктора Розова, где герои хвастаются (Хлестаков в «Ревизоре Н.В.Гоголя), исповедуются (Глумов в «Доходном месте» А.Н.Островского) и проповедуют (доктор Астров в «Дяде Ване» А.П.Чехова).

Да что там литераторы, жизнь самого Иисуса Христа, давшая мировому искусству бесчисленные сюжеты, это тоже исповедь и проповедь. Получается, чтони в какое время ни в какой стране ни одному талантливому человекуникуда от этого не деться –самовыражаясь, не избежать исповеди и проповеди.Даже намеренно избегающие говорить о себе и поучать, так или иначе это делают.

И хорошо, пусть, ведь, высказываясь, мы повторяем путь становления человечества через речь. Только бы не скатиться к самовосхвалению…

                                       Зеркало — своего рода маленький Гайд-парк

У каждого из нас должен быть свой Гайд-парк, своя школа самовыражения.Пусть даже хотя бы в виде дневника-диктофона, на который время от времени можно что-то наговаривать.Потому что без этого можно так и не высказаться, не выразить себя. А с ним непременно что-то проклюнется, потому что неталантливых людей нет. И не обязательно для этого ехать в Англию, можно зайти в лес, спуститься в овраг или просто подойти к зеркалу. Без свидетелей это сделать еще легче. Ведь не каждое самолюбие (а все авторы самолюбивы) готово вынести оценку своего творчества…

И тогда попробуйте что-то сказать. Обязательно случится чудо – сказанное превратится в крылья за спиной или, как время в песочных часах, начнет высыпаться из вас вместе с вашей жизнью… А, если появятся крылья, тогда уже можно и выступить на людях. Все-таки человек – общественное создание и он сформировался именно в общении с себе подобными. И от того, как складывается это общение, зависит наше самочувствие, настрой на жизнь, отношение к жизни. Выступать только перед самим собой, пусть даже и удачно, это все равно что актеру выступать перед пустым залом или учителю перед пустым классом. Все-таки театр без зрителя не театр…

Герман Арутюнов.

 

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

Вам понравится

Смотрят также:Герман Арутюнов

Оставить комментарий