Герман Арутюнов

Герман Арутюнов: Глава 24. У источника

Во все времена самые разные священнодействия человека, все обряды и ритуалы, всё, что переводит материю в дух, как правило, связаны с четырьмя стихиями: землей, водой, воздухом и огнем. А с чем, собственно они должны быть еще связаны, ведь мир как раз и состоит именно из этих четырех стихий. И именновоздействуя обрядом на стихию,можно менять состояние среды…Это не гипотеза, это доказано многолетним опытом наших предков.

Сакральное значение воды осознавалось людьми еще на заре человеческой истории. Это подтверждается мифологией всех времен и народов. Наши предки боготворили воду как источник жизни, как вечно живой родник, питающий и врачующий не только тело, но и душу. И, чем ближе, понятнее и компактнее был облик воды, тем удобнее было поклоняться ей как божеству. Поэтому все культы воды проводились, как правило, не на берегу океана или моря или даже реки, а у родника или крохотного ручейка, с которого начиналась река. Так работает наше сознание – нам трудно очеловечить океан, но легко наделить человеческими исверхчеловеческими качествами маленький родник.

Почему сверх? Потому что вода – это сила. Философы с древнейших времен спорили: что есть первоначало всего? В Древней Греции, например,Анаксимен из Милета (588-525 гг. до нашей эры) считал первоосновой воздух, Ферекид с о.Сирос (584-499 гг. до нашей эры) – землю, Гераклит Эфесский (544-483 гг. до нашей эры) – огонь, а Фалес Милетский (640-548 гг. до нашей эры)первоначалом всего сущего считал воду.

На самом деле не важно, что является первоначалом – огонь, земля, воздух или вода. Потому что каждая из них, постоянно, на миллионные доли секунды, превращаясь одна в другую, в силу разных причин может стать таким первоначалом. И, если становится, то весь мир, возникший из этой стихии, потом несет в себе ее свойства. Особенно если мы думаем об этом, верим в это, придаем этому значение. Иначе говоря, наполняем стихию своими мыслями и ожиданиями.

Но, если так,если допустить, что вода – первооснова нашего мира, то тогда легко уже поверить, что вода возвышает, укрепляет, очищает, смывает зло, то есть нейтрализует злые силы.С этим связаны многие обряды. Например, ритуальное омовение, которое являлось как бы свидетельством «второго» рождения. Из чего потом сформировалась христианская идея крещения как знак духовного рождения или перерождения человека.

Первые жертвы воде люди стали приносить ещё в палеолите и мезолите. Например, на территории Польши из земли до сих пор бьет родничок, который в течение тысячелетий был предметом такого культа — около него сделано углубление, которое заполнено несколькими слоями каменной кладки. В самом низу, под камнями и слоем ила археологи обнаружили черепки и бронзовую булавку с лебединой шейкой. Источник почитался очень долго – и в эпоху бронзового века, и в римское время, и в период средневековья.

В греческой мифологии есть упоминания про священные родники, которые располагались на горе Геликон. По легенде, от удара копыта коня Пегаса по камню, возник источник под названием Гиппокрена. Геликон был обителью муз, в честь которых здесь был построен храм. В нем стояли статуи всех девяти муз. Родник Гиппокрена обладал  чудесным свойством  всякому  погруженному  в его воды  сообщать  поэтическое вдохновение.

          Кастальский источник на горе Геликон в Греции

Вообще из поклонений разным стихиям культ воды – самый древний архаический ритуал, который прослеживается у славян с I тысячелетия до нашей эры до современности. Языческие жертвоприношения воде зафиксированы в письменных источниках древних славян. Например, в “Истории войн” Прокопия Кесарийского, где, упоминая главного небесного бога славян, он также отмечает, что“почитают они и реки, и нимф, и некоторые иные божества, и приносят жертвы также и им всем…”

После Крещения Русик языческому почитанию воды с течением времени добавился христианский мотив — культ Богоматери и святых. Поэтому Благовещение иконописцы нередко изображают как сцену у источника. Богородица как “Мать-сыра земля” стала символизировать природную рождающую силу — то, на поклонение чему ранее были ориентированы языческие культы. На Руси в житиях легенды о целебных родниках, связанные с теми или иными известными именами русских святых, появляются и распространяются с XIV – XV веков.

                                                   М. Нестеров «Благовещение»

Аналогичный процесс происходил и в Скандинавии в связи с введением христианства – многочисленное открытие родников сопутствовало поклонению мощам Олава Святого.

Собиратель русских сказок А.Н. Афанасьев в книге “Поэтические воззрения славян на природу” энциклопедически собрал представления о водной стихии у славян. Он разбивает материал по свойствам воды – плодотворящим, целебным, очистительным и вещим.

Культ воды продолжал существовать и после Крещения Руси. Это связано с тем, что в церковных обрядах и священном предании вода играла одну из главнейших ролей на всех уровнях, от практического до символического. Постоянное использование воды в православном культе (крещение, освящение и использование святой воды) поддерживало священное к ней отношение.

Особенно чудодейственной считалась вода, набранная из родников, источников и колодцев на Рождество, Новый год, Сретение, в Страстной четверг или пятницу, на Ивана Купалу.

О такой чудодейственности благоговейно написала в своем стихотворении «Родничок» смоленская поэтесса Светлана Матузова.

«За церквушкою старой в лесу,

Родничок есть от Бога.

Не тропинка протоптана тут,

А большая дорога.

Сколько смыл он целебной водой,

Здесь болезней, печалей,

Сколько раз здесь просящие свой

К Богу взор обращали.

И просили в молитве они,

Все у Бога прощенья.

А Господь, слыша эти мольбы,

Посылал исцеленье.

Отходила от боли душа,

К роднику припадая. –

Веря в чудо молитвы,– креста

И Христа, вспоминая.

Свято место намолено здесь,

Здесь молитва веками,

В этом месте незримая есть,

Связь меж Богом и нами».

                                                        Волшебство родниковой воды

Христианские корни почитания источников многочисленны; они почти во всех случаях отсылают нас к Библии, где в Ветхом Завете сам Бог отождествляется с источником:”Меня, источник воды живой… ”(Иеремия. 2:13). Эти идеи послужили развитию темы воды в Новом Завете, где она ассоциируется уже с Иисусом Христом, а он сравнивается с источником. В книге «Поучения избранных от святого Евангелия и от многих божественных писаний» Иоанна Златоуста говорится:“Вода живая есть капля поучения Христова, вода жива, благодать есть Духа Святого…”

Целительные свойства воды – одна из важных характеристик почитаемого родника. Это активно осмысливалось в Древней Руси, о чем, например, упоминает в своем “Слове о расслабленном” Кирилл Туровский, епископ и проповедник XII века.

                          Исцеление слепца у иконы «Живоносный источник»

Стало традицией при открытии новой иконы Богоматери или мощей человека, признанного святым, связывать это событие с открытием родника и его освящением. В этом месте обычно возводится часовня. И сразу или со временем сюда начинают стекаться паломники.

Как, например, появилась икона Божией Матери «Живоносный источник»?

Это было вVвеке нашей эры в Византии. В десяти верстах от Константинополя росла платановая роща, посвященная Пресвятой Богородице. Посредине рощи был чудесный источник, о котором знали только местные жители.

Однажды будущий император, а вначале простой воин, Лев Маркелл, помогая заблудившемуся слепцу выйти на тропинку, хотел найти воды для старика и вдруг почувствовал, что не может двинуться дальше. Он огляделся и увидел родник. Тогда он напоил слепца и положил ему немного тины на глаза, после чего старик прозрел.

Позже, став императором, Лев Маркелл воздвиг около родника храм, посвященный Богородице и назвал его «Живоносный источник». А иконописец написал образ Богородицы с младенцем в чаше.

                 Икона «Живоносный источник» с молитвой

Известныесовременные почитаемые родники уже в полной мере вписаны в церковный круг обрядов. Они, как правило, уже сопровождаются иконами или крестами, во многих случаях расположены при церкви, часовне или в монастыре; к таким родникам ходят по завету и оставляют у них приношения – деньги, материю, ленты.

Не случайно в словахродник,родной,родовой,родственный,родичи,родители,родовитый,родословная, природа один и тот же корень – род. Древний словесный код, пронизывающий прошлое, настоящее и будущее, включающий в себя всю природу и все человечество.

Оставлять какой-либо завет у родника– уже сложившаяся духовная традиция. Например, в Карелии у Кумозера есть небольшой ключ, обросший почти со всех сторон сосновым лесом, к которому издавна приходят не только жители ближайшего прихода, но и из других мест за водою для больных. А за взятую воду люди оставляют рядом с родником или рубашку больного, или лоскуток холстины, или какой-нибудь платочек.

Множество родников вокруг Изборска – например, два при церкви Сергия Радонежского и Рождества Богородицы и один в деревне Малы, в четырех км от города. Они считаются целебными для глаз.

Не так давно для паломников и туристов был разработан необычный маршрут — «Родниковое кольцо» России. Он уникален по своим природным, ду­ховным, историческим и другим характеристикам. Более 20 святых целебных источников, 12 монасты­рей и монастырских под­ворий, 30 храмов — и все это на кольце в 200 км с хорошей дорогой, с уди­вительными по красоте пейзажами.

Люди, проживающие в пределах таких святых мест, отличаются от жителей больших городов раз­меренным, спокойным образом жизни, христианским гостеприимством, житейской мудростью, го­товностью поделиться последним… У них добрые улыбчивые глаза, распахнутые души, располагаю­щие к сердечной беседе. Не менее характерное качество для проживающих вокруг святых источников — тяга к активной творческой деятельности, желание что-то бескорыстно делать для людей. Не случайно все монастыри начинались с источников, с родников.

Источник, ставший святыней, местом паломничества, — это общественное явление, которое складывается на протяжении длительного времени в силу разных причин и усилиями разных людей. Правда, и один человек может открыть источник и поселиться возле него… Почему бы нет, еслилюбой родничок – праобраз первоначала, составная часть стихии, которая порождает целые миры…Тем более это возможно сейчас, когда возникло духовное движение «мое родовое поместье». Сейчас, когда у нас пустуют сотни тысяч гектаров заброшенных земель, когда в какой-нибудь российской глубинке можно найти несколько гектаров земли с родником или даже несколькими родниками и там поселиться, обосноваться, основать родовую усадьбу, где будут рождаться дети, закладываться традиции…

                                                        Ю. Сергеев «У источника»

О таком месте и мечтает в своей картине «У источника» русский художник Юрий Сергеев. Он видел разные входы-въезды в усадьбы. Одни крупные и громкие, как, например, вход-въезд в подмосковное Архангельское. Это усадьба-праздник, усадьба-великолепие, усадьба-театр, усадьба-величие, усадьба-торжество, и въезд в нее подобен триумфальному шествию, как въезд Юлия Цезаря в Рим по возвращении из Египта с царицей Клеопатрой в качестве пленницы.

А художнику больше нравятся входы тихие, скромные, смиренные, как этот, куда не въезжаешь, а входишь пешком. Здесь все наводит на мыслио покое, смирении, уединении. Это усадьба–скит, в которой входом служат не ворота, а скромная калитка. Приедут к такому хозяину гости и скажут:

«Ну, брат, ты и забрался! Да как же ты живешь-то на таком отшибе? Мы не то чтобы на карете цугом в 12 лошадей, а даже на маленьких дрожках не смогли к тебе въехать. Пришлось вот пешком войти…»

А он им в ответ:

«А зачем ко мне въезжать? Ко мне и надо именно пешком входить. Человек – не лошадь, чтобы скакать, и не птица, чтобы летать, он должен двигаться со своей скоростью, то есть ходить своими ногами, спокойно, неторопливо, чтобы видеть жизнь с высоты своего роста, слушать ее, чувствовать ее дыхание и испытывать к ней благодарность…»

И он прав, этот хозяин. Ему нужно уединение, покой. Поэтому ему вполне подходит усадьба-скит, по которой хочется не ездить, а пешком ходить.Ведь, как и от расстояний, так и от скорости передвижения зависят наши мысли.Но не только для торможения нашего бега по жизни нужна усадьба-скит.

Русская живопись, как известно, началась с иконописи. А иконопись – это духовное служение. И иконописцы перед каждой большой работой брали какое-то послушание, например, обет молчания, как Андрей Рублев перед «Троицей». Для чего?Чтобы в душе, как в роднике, набралась чистая вода.И чтобы смирение взятого обета сохраняло эту воду спокойной. Тогда она будет зеркалом, в котором художник увидит образы.

Для этого и нужна усадьба-скит. Не случайно в названии картины есть слово «источник». Речь идет о духовном источнике – охраняя хозяина от соблазнов мира, усадьба–скит сама превращается в своего рода родник, источник. Хозяин ее здесь набирается духовности.

Жизнь идет уровнями, на каждом – своя скорость. На большой дороге все так и мелькает. А с большой дороги сошел на малую, тут и скорость поменьше. На душе уже спокойнее. А, если ты пришел на погост, там вообще тишина.Иногда надо вот так вот придти куда-нибудь в тихое место, чтобы притормозить свои мысли.

Если по жизни движешься очень быстро, ничего не разглядишь. Надо скорость снизить, может быть, даже остановиться. Как врач в фильме Андрея Тарковского «Зеркало», которого играет Анатолий Солоницын, упав вместе с забором, полежал немного на земле, оглядываясь, и сказал:«Как странно, вот эти кусты, деревья, они никуда не ходят, а все знают, все чувствуют»…То есть на скорости никогда не поднимешься до мыслей мудреца, на ней все мысли сливаются в поток.

Такая усадьба-скит, как на картине, со скромной узкой дорожкой, почти тропинкой, – это торможение, которое позволяет начать различать что-то из слитной массы.Когда старцы уходят в скит, они начинают видеть новым, открывшимся медленным зрением. Поэтому они и знают больше, чем другие. Почему вXIVвеке уходили все ученики Сергия Радонежского из монастырей, когда там налаживалась жизнь (то есть опять начинала ускоряться)? Они отправлялись в лес или в пустынь, где не было людей, рыли себе там пещерку в песке и жили в ней. Это былаодна и та же схема замедления суетной скорости жизни, застящей нам глаза на истинные и преходящие ценности…

Эта не спешащая сейчас никуда девушка, которая приходит сюда, к источнику, она живет неспешно, бережно, пристально …

Конечно, не всем есть смысл замедлять скорость жизни. Иногда, может быть, лучше ее вообще не замедлять, чтоб до поры до времени не задумываться. Если время не пришло, если не время еще что-то разглядеть в своей жизни. Оно придет позже.Но иметь такое место, куда можно всегда придти и замедлить время, хорошо бы каждому.

Присутствие рядом источника, к которому пришла девушка, преображает мир. В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, что, проходя Самарию, Иисус остановился близ местечка Сихарь, у колодца Иаковлева. Там он встретил женщину-самарянку и попросил у ней воды. Она удивилась, так как иудеи не общались с самарянами, считая их язычниками. Иисус сказал женщине:«Кто будет пить воду, которую я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Последняя фраза не случайна. Любой святой источник дает нам воду, «текущую в жизнь вечную». Потому что источник это – духовность, чистота.Источник как бы показывает человеку, как надо жить: скромно, бескорыстно, всегда быть готовым помочь.Он как бы говорит: отдавай, не ожидая никакой награды, и тебе зачтется.

Источник сам по себе всегда духовно работает. И набирать чистую воду – это тоже духовная работа. Вот почему и человек после источника приходит домой просветленным, и сам источник после каждого общения сияет светом доброго дела.

Русскому человеку источник нужен как свет, к которому он идет, как корабль плывет на свет маяка. Если нет физического источника рядом с домом в виде родника, он находит себе источник духовный, приходя в храм к наставнику-духовнику.

                      Массовое исцеление у иконы «Живоносный источник»

Не случайно слово «источник» означает причину явления. Вокруг причины всегда закручивается жизнь. Так и вокруг источника начинают собираться люди, их объединяет похожесть взглядов, как будто источник повернул их мысли в заданном направлении. Люди поселяются здесь, их становится все больше, и вскоре здесь вырастает небольшой город.

Вот почему в любой усадьбе должен быть источник. Он обязательно станет духовным центром, местом встреч людей, способных помогать, и нуждающихся в этой помощи. Он будет очищать пространство и физически (люди пьют воду из него) и духовно (от вашего общения с духовными людьми, приходящими к источнику). А«чистота сердца, —как сказал кто-то из старцев Киевско-Печерской лавры,— приводит к видению Бога».

Источник всегда отдает, поэтому вначале кто-то из людей становится источником для нас, а потом каждый из нас становится источником для кого-то другого.Так обеспечивается преемственность и проточность человечества, так оно не застаивается, не покрывается тиной, не превращается в болото…

Герман Арутюнов.

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

Вам понравится

Смотрят также:Герман Арутюнов

Оставить комментарий