Дайджест №266: Роскосмос, Водород, Телескоп, Чёрные дыры, Звёзды, Туманность 05.07.2021-11.07.2021

Масса сверхмассивных чёрных дыр находится в пределах от нескольких миллионов масс Солнца до нескольких триллионов масс Солнца.

Промежуточным типом массивных черных дыр между СЧД и обычными черными дырами звездных масс являются черные дыры, которые формируются в центрах шаровых скоплений.

В настоящее время российская астрономия выходит на лидирующие позиции в изучении и каталогизации СЧД благодаря космической обсерватории Спектр-РГ, которая проведет многолетний обзор всего неба в рентгеновском диапазоне.

Кроме того, большой вклад в изучение квазаров внесла космическая обсерватория Спектр-Р, которая работает в радиодиапазоне.

По её наблюдениям эффективная температура аккреционных дисков квазаров составляет 10-40 триллионов Кельвинов.

К сожалению, этой радиоастрономической обсерватории с рекордно большой базой не удалось провести наблюдения аккреционного диска СЧД в центре нашей галактики.

Помешало фоновое излучение густых облаков, состоящих из межзвездных облаков газа и пыли.

На этом цветном небесном пейзаже

На этом цветном небесном пейзаже, который хорошо подходит для исследования космических контрастов, запечатлены звезды, пыль и светящийся газ в окрестностях NGC 6914.

Комплекс отражательных туманностей находится на расстоянии около 6 тысяч световых лет в направлении на высоко летящее северное созвездие Лебедя, в плоскости Млечного Пути.

Силуэты поглощающих свет пылевых облаков видны на фоне красных водородных эмиссионных туманностей и голубых пылевых отражательных туманностей.

Ультрафиолетовое излучение от массивных, горячих, молодых звезд из большой ассоциации Лебедь ОВ2 ионизирует атомы водорода.

Затем протоны рекомбинируют с электронами, испуская характерное красное свечение. Звезды из ассоциации Лебедь ОВ2 излучают голубой свет, отражающийся от пылевых облаков туманности.

Поле зрения телескопического изображения почти один градус, что на расстоянии до NGC 6914 составляет около 100 световых лет.

Российский спектрометр ACS

Российский спектрометр ACS, работающий на борту аппарата Trace Gas Orbiter (TGO), впервые зафиксировал в атмосфере Марса хлороводород.

Это заставляет пересмотреть модели химических реакций, связанных со взаимодействием поверхности и атмосферы Красной планеты, сообщили в Роскосмосе.

Также отмечается, что хлороводород появился во время глобальной пылевой бури, а потом постепенно исчез.

Это открытие указывает на существование связи между поверхностью и атмосферой планеты.

Ранее этот фактор не учитывался учёными, отметил члена-корреспондент РАН, научный руководитель российского эксперимента, заместитель директора Института космических исследований РАН Олег Кораблёв.

Расстояние до карликовой планеты 2018 AG37

Расстояние до карликовой планеты 2018 AG37 одного из кандидатов на звание самого далекого от Земли объекта Солнечной системы впервые точно измерили.

Ученые подтвердили, что 2018 AG37 находится дальше всех других уже открытых планет, пишет Национальная научно-исследовательская лаборатория оптической и инфракрасной астрономии (NOIR Lab).

Три года назад американские планетологи Чад Трухильо и Скотт Шепард открыли карликовую планету 2018 VG18.

Ее диаметр составляет примерно 500 км, а она вращается по очень вытянутой орбите.

Ближайшая к Солнцу точка этой орбиты находится на расстоянии примерно в 69 астрономических единиц, то есть примерно в два раза дальше Плутона, а самая далекая в 530 астрономических единицах.

Белые карлики

Белые карлики зачастую являются частью тесных двойных систем, второй компонент которых самый распространенный тип звезд в галактике красные карлики.

Так как размер белого карлика примерно равен размеру нашей планеты, а масса сравнима с массой Солнца, то подобные остатки звезд обладают огромной первой космической скоростью.

В связи с этим белые карлики притягивают к себе вещество с внешних слоев соседних звезд.

Аккреционные диски белых карликов обладают большой нестабильностью, которая вызвана накоплением водорода на их поверхности.

Темные туманности

Темные туманности в кластере молодых звезд. Здесь представлен участок звездного скопления в туманности Орла, который сформировался около 5.5 миллионов лет назад и находится на расстоянии 6500 световых лет от Земли.