Дайджест №272: NASA, Телескоп, Чёрные дыры, Звёзды, Туманность, Солнце, Земля, Крупный нейтринный телескоп 12.07.2021-18.07.2021

Исторически аккреционные диски вокруг сверхмассивных черных дыр (СЧД) были открыты одними из первых.

Это связано с тем, что они представляют собой одни из ярчайших радиоисточников на небе.

Когда в 50-х годах 20 века английские астрономы составили первые каталоги ярчайших радиоисточников, они обнаружили, что многие из них связаны либо с галактиками аномальной формы либо с загадочными звездами.

Последующие исследования показали, что первый класс источников связан со сталкивающимися или взаимодействующими галактиками. Вероятно, столкновения галактик приводит к тому, что большое количество звезд и межзвездного газа (пыли) попадает в окрестности СЧД.

Подобный процесс активизирует быстрый рост СЧД и большую светимость их аккреционных дисков. Примерами подобных объектов являются радиогалактики Дева А и Лебедь А. Фотография сверху.

Туманности сформированные звездными ветрами и излучением

Сформированные звездными ветрами и излучением, эти фантастические, похожие на волны образования находятся в туманности M17 (Туманность Омега) и входят в область звездообразования.

Туманность Омега находится в богатом туманностями созвездии Стрельца и удалена на расстояние 5500 световых лет.

Клочковатые сгущения плотного и холодного газа и пыли освещены излучением звезд, находящихся на изображении вверху справа, в будущем они могут стать местами звездообразования.

Необычная сверхновая звезда

Астрономы нашли доказательства необычного типа сверхновой звезды недалеко от центра галактики Млечный Путь. Составное изображение содержит данные рентгеновской обсерватории НАСА Chandra (участки синего цвета) и VLA (участки красного цвета) остатка сверхновой, который называется Стрелец А Восток.

Этот объект расположен очень близко к сверхмассивной черной дыре в центре Млечного Пути и, вероятно, выходит за пределы аккреционного диска черной дыры.

Рентгеновский спектр Sgr A East показывает, что это сильный кандидат на роль останков так называемой сверхновой типа Iax.

Они отличаются меньшей светимостью, сохранением белого карлика после взрыва и приобретением их остатками больших скоростей.

Фактическим отличием является степень вовлечённости вещества карлика в термоядерное горение в классических Ia термоядерный синтез затрагивает весь объём звезды, полностью её рассеивая, тогда как в Iax из-за несимметричности процессов взрывается лишь часть звезды.

Ватикан долгое время выступал против астрономии

Ватикан долгое время выступал против астрономии, критикуя её больше, чем любую другую науку.

А издание книг о механике небесных тел было запрещено католической церковью аж до 1822 года.

В 1992 году папа римский Иоанн-Павел II произнёс речь, в которой признал Галилея блестящим физиком и выразил сожаление, что выносившие учёному приговор теологи слишком буквально придерживались текста Священного писания.

До этого времени Ватикан никогда публично не признавал, что Земля вращается вокруг Солнца.

Млечный Путь

Млечный Путь над пляжем Элафонисси, Крит, Греция.

Крупный нейтринный телескоп

На Байкале достроят и запустят крупнейший в Северном полушарии нейтринный телескоп.

С помощью этого прибора ученые надеются лучше понять процессы возникновения и эволюции Вселенной.

Комплекс расположен недалеко от Иркутска.

Масштабный нейтринный телескоп Байкал должен начать работу уже в марте, и это будет одним из знаковых событий в программе Года науки и технологий.