парадокс, Ольберс и Шезо

Дайджест №307: NASA, Хаббл, Космонавты, Телескоп, Звёзды, Туманность, Луна 19.07.2021-25.07.2021

Телескоп TESS обнаружил звездную систему, которая, по словам астрономов, существует вопреки всему. Она называется TIC 168789840 и находится на расстоянии 1900 световых лет от нас.

Звездная система состоит из трех двойных пар звезд, вращающихся вокруг трех различных центров масс. Все шесть светил гравитационно связаны друг с другом.

Система находится так далеко, что отдельные звезды сливаются в одну световую точку. Астрономы обратили внимание, что эта точка становится то тусклее, то ярче.

Причиной этих затмений оказалось редкое явление. Звезды TIC 168789840 вращаются в плоскости, идеально совпадающей с Землей, и поэтому регулярно заслоняют друг друга от земного наблюдателя.

Простой пример, как работает гидравлика

Сенат США намерен защитить места посадки Apollo

Сенат США намерен защитить места посадки Apollo от самих американцев.

31 декабря 2020 года в США вступил в силу закон Один маленький шаг к защите наследия человечества в космосе.

Он требует, чтобы американские компании и другие организации, работающие с NASA по лунным программам, не тревожили оборудование, которое оставили астронавты на Луне 50 лет назад.

Я давно выступаю за сохранение артефактов программы Apollo, которые имеют глубокую культурную, историческую и научную ценность не только для США, но и для всего человечества, говорит соавтор законопроекта и член палаты представителей Бернис Джонсон.

Рекомендации, которые до сих пор не имели обязательной силы, предписывают, что космические аппараты должны следовать по определённым маршрутам при спуске на поверхность Луны, а также не приближаться к запретным зонам, чтобы избежать преднамеренной или непреднамеренной порчи мест посадки Apollo.

При этом определяются охранные области вокруг следов и оборудования на поверхности.

Северное сияние, Швеция и Финляндия с МКС

Северное сияние, Швеция и Финляндия на высоте 423 км от поверхности Земли. Фото сделано с МКС.

Как формируются планеты?

Как формируются планеты? Чтобы попытаться выяснить это, космический телескоп Хаббла получил задание пристально посмотреть на одну из самых интересных из всех туманностей на небе Большую туманность Ориона. Туманность Ориона можно увидеть невооруженным глазом около пояса созвездия Ориона. Врезки на этом фото показывают многочисленные проплиды, многие из них это звездные ясли, в которых, вероятно, находятся формирующиеся планетные системы.

Почему небо черное?

В попытке разрешить упомянутый парадокс, Ольберс и Шезо предположили, что свет далеких звезд экранируется благодаря облакам космической пыли, расположенным между Землей и звездами.

парадокс, Ольберс и Шезо

В 1848-м году английский математик и астроном Джон Гершель опроверг это объяснение следующим утверждением: благодаря закону сохранения энергии, в изотропной и однородной Вселенной, такие облака пыли должны самостоятельно нагреваться и излучать свет, энергия которого близка к энергии излучения звезд.

Примечательно, что впервые верное разрешение этого парадокса было опубликовано не в научной работе, а в поэме американского писателя и поэта Эдгара Аллана По под названием Эврика в 1848-м году.

Позже, в 1861-м году, этот ответ был представлен научному сообществу немецким астрономом Тоганном Медлером.

Подспорьем для этого решения послужили два предположения (сегодня факта): конечность возраста Вселенной, а также конечность скорости света.

В силу наличия ограниченного возраста Вселенной 13,81 миллиарда лет, время, за которое свет от самых далеких космических тел доходит до нас, не превышает эту цифру.

Данный аргумент лишает парадокс основной предпосылки, согласно которой наблюдаемые звезды находятся на сколь угодно больших расстояниях.

Если за этим пределом наблюдаемой Вселенной и существуют какие-то звезды, то их излучение просто не успело бы дойти до Земли.

Из этого следует, что небосвод не обязан полностью покрываться свечением далеких звезд.