Дайджест №580: Астероид, Водород, Телескоп, Звёзды, Солнце, Марс, Меркурий 08.11.2021-14.11.2021

Журнал Science сообщает: при помощи телескопа VLT и системы ALMA астрономы впервые смогли наблюдать разрыв протопланетного диска тройной звездной системой, которое предсказывалось в теории.

Это подтверждает идею о том, что в кратных звездных системах могут образовываться экзопланеты с необычными наклонными орбитами.

Событие случилось в GW Ориона. Выяснилось, что протопланетный диск GW Ориона не плоский и целый, а пережил разрыв: он изогнут и содержит три пылевых кольца.

Внутреннее кольцо имеет смещенный центр, а его плоскость не совпадает с плоскостями орбиты звезд и внешней части диска.

Также впервые удалось увидеть тень, которую кольцо отбрасывает на сильно искривленную промежуточную область диска.

Земная гравитация

Земная гравитация делает нас ниже: в условиях невесомости позвоночник человека постепенно разжимается больше чем на пять сантиметров.

гравитация земли

Хромосфера

Следующий слой оболочки Солнца хромосфера, окружающая фотосферу, толщиной около 10000 км.

Верхняя граница хромосферы не имеет выраженной поверхности: на ней постоянно случаются горячие выбросы, их называют спикулами.

Температура хромосферы увеличивается с высотой от 4000 до 15000 градусов.

Хромосферу принято разделять на две зоны: нижняя до 1500 км, состоит из нейтрального водорода, верхняя состоит из отдельных спикул, выбрасываемых из нижней хромосферы на высоту до 10000 км, разделённых более разреженным газом.

Водород в ней находится преимущественно в ионизованном состоянии.

Эмиссионная тумaннocть Koнуc (NGC 2264)

Эмиссионная тумaннocть Koнуc (NGC 2264) находится в созвездии Единорога. Этo чacть Cкoплeния Poждecтвeнcкaя eлкa.
Находится на расстоянии 2700 cвeтoвыx лeт от Солнца.

Рельеф Марса

На этой анимированной карте рельефа Марса резко выделяется высокая область — провинция Фарсида.

В районе провинции находятся самые высокие горы Солнечной системы: потухший вулкан Олимп (самый крупный, слева вверху), гора Аскрийская, гора Павлина и гора Арсия (ряд гор, указаны сверху вниз).

Северный полюс окружает низменность под названием Великая северная равнина (некоторые учёные предполагают, что в прошлом на месте равнины находился океан).

Крупная низменность в южном полушарии — равнина Эллада. Предполагается, что она образовалась в результате столкновения с Марсом крупного астероида в самом начале существования Солнечной системы.

Меркурий

Меркурий — планета, на которой Солнце может двигаться по небу вспять.

Скорость видимого движения Солнца на небосклоне любой планеты зависит от скорости вращения планеты вокруг своей оси и скорости движения планеты по орбите.

Также известно, что скорость вращения практически не изменяется, а вот во время движения по орбите скорость может быть разной в зависимости от расстояния до Солнца.

Вблизи Солнца (в перигелии) Меркурий так разгоняется, что угловая скорость вращения оказывается меньше угловой скорости орбитального движения.

И именно в этот момент Солнце начинает пятиться. Наблюдатель, у которого Солнце высоко над горизонтом, увидит обратное движение (левый верхний угол анимации).

Наблюдатель вблизи линии терминатора увидит, как после восхода Солнце снова спрячется за горизонт (правый верхний угол).

А если наблюдать Меркурий со стороны Солнца, то можно увидеть, как меняется его видимый размер и как останавливается его видимое вращение (правый нижний угол).