Дайджест №680: Ракеты, Астероид, Телескоп, Чёрные дыры, Звёзды, Туманность 27.12.2021-02.01.2022

Будет ли в 2020 парад планет?

Что такое парад планет, в науке строго не определено. Существует минимум три трактовки термина.
Первый тип: планеты выстраиваются в одну линию (реально находятся в узком секторе) по одну сторону от Солнца, если смотреть из позиции над плоскостью Солнечной системы. Орбиты имеют разный наклон к эклиптике, поэтому учитываются именно долготы расположения планет.
Все восемь планет оказываются в таком положении раз в 170 лет. В прошлый раз это было в 1982-м году, в следующий раз будет в 2161-м.
Малый парад планет, шесть из восьми кроме Нептуна и Урана состоялся 4-5 июля, подобное случается приблизительно раз в 60 лет. Кроме того, в узком секторе (всего 36 градусов) также находился Плутон (ранее бывший планетой), Цецера (самый крупный объект в Главном Поясе Астероидов) и Луна (утром 5 июля). Таким образом, на парад вышли сразу девять крупных объектов Солнечной системы, это случается реже, чем раз в 200 лет.
(На рисунке: расположение планет на 6 утра 5 июля).

Большое красное пятно на Юпитере сопоставимо

Большое красное пятно на Юпитере сопоставимо с размерами Земли

Самый большой атмосферный вихрь в Солнечной системе был открыт более 355 лет назад и постоянно меняется в размерах.

В начале наблюдений пятно имело размеры около 40 тысяч километров в длину и 13 тысяч километров в ширину. C 1930-х годов его размер постоянно снижается: в 1979 году он составлял 23 300 км, в 2014 году — 16 500 км. Скорость ветра внутри пятна превышает 500 километров в час.

Робота научили проводить химические эксперименты в

Робота научили проводить химические эксперименты в человеческой лаборатории. Ученые из Великобритании научили робота проводить химические эксперименты, используя стандартное лабораторное оборудование и посуду. Он передвигается по лаборатории на колесной платформе с лидарами и работает с инструментами вслепую, понимая их положение с помощью высокоточного отслеживания положения манипулятора и калибровки возле каждого инструмента. Разработчики продемонстрировали возможности робота на практике, поручив ему подбор оптимального вспомогательного вещества для фотокаталитического расщепления воды. Робот смог выполнить эту задачу, работая на протяжении восьми дней более 21 часа в сутки

Тёмная газопылевая туманность Слоновий Хобот в

Тёмная газопылевая туманность Слоновий Хобот в области звездообразования IC1396 созвездия Цефея. При небольшой доли фантазии на снимке скорее видно девушку, которая смотрит в даль. Возможно, высматривает хобот 🙂

В американской части МКС установили второй

В американской части МКС установили второй угольный фильтр для очистки воздуха от бензола, на этот раз в отсеке Destiny.
Повышенную концентрацию бензола (но не превышающую предельно допустимую) обнаружили ещё в апреле, однако источник до сих пор не найден. Для этого нужен анализатор воздуха, который на МКС доставили американцы, но он вышел из строя. Новый прибор планируется получить с прибытием грузовика Прогресс МС-15, который должен стартовать 23 июля.

Куда-то подевалась сверхмассивная звезда, располагавшаяся в

Куда-то подевалась сверхмассивная звезда, располагавшаяся в карликовой галактике Кинмана.

Пропавшая звезда так называемая яркая голубая переменная (luminous blue variable) — светила очень ярко. В 3 миллиона раз ярче Солнца. Была массивнее его, как минимум, в 100 раз. Поэтому и была видна в оптические телескопы с чудовищного расстояния. Столь яркие и мощные звезды большая редкость во Вселенной.

Возможно случилось небывалое: гигантская звезда одна из ярчайших во Вселенной превратилась в черную дыру. Превратилась сразу. Коллапсировала, но не взорвалась перед этим, став сначала сверхновой, как положено звездам подобного вида.