Дайджест №70: Телескоп, Чёрные дыры, Звёзды, Туманность 17.05.2021-23.05.2021

Аккреционный диск подробно: диски вокруг сверхмассивных чёрных дыр.

Спектроскопия открытых радиозвезд показала, что такие объекты обладают крайне необычными спектрами, первоначально не удавалось идентифицировать ни одну из спектральных линий.

Лишь спустя некоторое время теоретики догадались, что необычный спектр подобных радиозвезд вызван их огромным красным смещением. Следовательно, такие объекты удалены от земного наблюдателя на огромные расстояния многие миллиарды световых лет. Стало очевидно, что радиозвезды представляют собой ультраяркие галактики с необъяснимо высокой светимостью.

Подобные радиозвезды получили название квазары или квазизвездные объекты. Самым известным из них является квазар 3С273, видимая яркость которого в оптическом диапазоне достигает 13 звездной величины.

Млечный Путь в греческой мифологии

В греческой мифологии Млечный Путь был создан, когда Гера пролила молоко, когда кормила грудью Геракла.

Анализ данных космического телескопа Gaia

Астрономы в ходе анализа данных космического телескопа Gaia отыскали двух кандидатов в приливные хвосты рассеянного звездного скопления Гиады. Статья опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

Исследователям удалось найти множество бывших звезд скопления Гиад, которые входят в состав двух приливных хвостов. Оказалось, что в структуре наблюдается сильная асимметрия основной хвост выделяется лучше и более вытянут, чем второй, который практически отсутствует.

Подобную аномалию, по мнению ученых, можно объяснить столкновением скопления с массивным (около 107 масс Солнца) галактическим сгустком темной материи.

Туманность Медуза

Туманность Медуза представляет собой старую планетарную туманность, расположенную в полутора тысячах световых лет от нас в созвездии Близнецов. Как и ее мифологическая тезка, туманность связана с эффектными превращениями. Как известно, стадия планетарной туманности является конечной стадией эволюции маломассивных звезд типа Солнца, которые из красных гигантов превращаются в горячие белые карлики и в это время сбрасывают свои внешние слои.

Ультрафиолетовое излучение оставшейся горячей звезды заставляет светиться туманность. Испытавшее превращение центральная звезда Медузы это слабая звезда около центра яркой области, принявшей форму полумесяца. На глубоком телескопическом изображении видно, что слабые волокна простираются выше и правее яркой области. Размер туманности Медуза составляет более четырех световых лет.

Аккреционный диск: Диски вокруг

Аккреционный диск подробно: Диски вокруг сверхмассивных чёрных дыр.

Исторически аккреционные диски вокруг сверхмассивных черных дыр (СЧД) были открыты одними из первых. Это связано с тем, что они представляют собой одни из ярчайших радиоисточников на небе.

Когда в 50х годах ХХ века английские астрономы составили первые каталоги ярчайших радиоисточников, они обнаружили, что многие из них связаны либо с галактиками аномальной формы, либо с загадочными звездами.

Последующие исследования показали, что первый класс источников связан со сталкивающимися или взаимодействующими галактиками. Вероятно, столкновения галактик приводит к тому, что большое количество звезд и межзвездного газа (пыли) попадает в окрестности СЧД. Подобный процесс активизирует быстрый рост СЧД и большую светимость их аккреционных дисков.

Млечный Путь

В Млечном Пути, по оценкам учёных, находится около 200 миллиардов звёзд. Для сравнения, в самой крупной известной нам галактике под названием IC 1101 насчитывается более 100 триллионов звезд, то есть в 500 раз больше.