Дайджест №72: NASA, Ракеты, Роскосмос, Хаббл, Телескоп 17.05.2021-23.05.2021

Аккреционный диск подробно: внутренняя граница и светимость диска.
Внутренней границей диска называется граница диска, где разделяются стабильные и нестабильные орбиты вещества в диске. Абсолютная светимость аккреционных дисков различается в широких пределах: от минимальной, которая значительно меньше даже светимости тусклых белых карликов до максимальной, значительно превышающей свет всех звезд в своей галактике. В последнем случае речь идет об объектах, которые называются сверхновые первого типа и квазары.

Звездный путь Hubble

Звездный путь Hubble, 2010-2015. 2010. Поверхность Плутона.
SNR 0509 останки сверхновой, вспыхнувшей 400 лет назад.
2011. Сверкающий диск спиральной галактики NGC 2841.

Взаимодействующие галактики Arp 273 в созвездии Андромеды.
6 декабря. Публикуется 10-тысячная статья, основанная на данных Hubble (Cano et al., The Astrophysical Journal).

2012. S-образная Спиральная планетарная туманность (NGC 5189).
11 июля. Сообщается об открытии спутника Плутона Стикса.
25 сентября. Представлен снимок Hubble eXtreme Deep Field улучшенная версия Ultra Deep Field, на которой можно различить около 5500 галактик.

2013. Туманность Конская Голова (IC 434) в инфракрасном диапазоне.
Переменная звезда RS Кормы.

12 декабря. Hubble подтверждает существование мощных гейзеров, выбрасывающих водный пар из-под ледяной поверхности спутника Юпитера Европы.

2014 15 мая. Наблюдения телескопа показывают, что Большое красное пятно на Юпитере уменьшается.

2015, Панорамный снимок галактики Андромеда.

Научный институт ЦНИИмаш

Головной научный институт «Роскосмоса» ЦНИИмаш и Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (оператор российского сегмента МКС) начали создание первого российского человекоподобного робота, который выйдет в открытый космос.

Функционировать робот будет в режиме аватара, копируя движения оператора в специальном костюме, находящегося на МКС или в Центре управления полетами. Некоторые типовые операций робот сможет выполнять самостоятельно. Все этапы разработки, как ранее сообщал Дудоров, будут закончены к 2025 году.

НАСА выпустило фотографию столкновения двух галактик

НАСА выпустило фотографию столкновения двух галактик (NGC 6052), сделанную телескопом Хаббл. Объект, находящийся в созвездии Геркулеса на расстоянии 230 миллионов световых лет от Земли, представляет собой аналог того, что ждёт нашу галактику через 4 миллиарда лет, когда она столкнётся с соседкой Андромедой. Уильям Гершель обнаружил NGC 6052 11 июня 1784 г., тогда он решил, что это одна галактика, но более поздние наблюдения установили, что это гравитационное слияние двух систем (6052A и 6052B). Снимок, сделанный в 2015 г. при помощи инструмента Wide Field Camera 3 является первым чётким изображением данного объекта.

Аккреционный диск: спектр излучения

Аккреционный диск подробно: спектр излучения диска. Вещество в аккреционных дисках нагрето до миллионов, миллиардов или даже триллионов градусов Кельвина. В связи с этим максимум даже теплового излучения аккреционных дисков часто приходится на рентгеновский и гамма-диапазон электромагнитного спектра.

Кроме того, для аккреционных дисков характерно нетепловое излучение, которое вызвано ускорением элементарных частиц в сверхсильных магнитных полях нейтронных звезд и белых карликов. Для подобного нетеплового излучения максимум часто приходится на радиодиапазон. В дополнение: аккреционные диски часто являются источником космических лучей сверхвысоких энергий.

Звездный путь Hubble

Звездный путь Hubble, 2005-2010. 2006. Туманность Ориона (NGC 1976). Активное звездообразование в сталкивающихся Галактиках Антенны (NGC 4038 и NGC 4039).

2007. Туманность NGC 602 в созвездии Южная Гидра, туманность Киля (ESO 128-EN13).

2008. Экзопланета Дагон на краю осколочного диска вокруг звезды Фомальгаут b.

19 марта. В атмосфере далекой экзопланеты HD 189733b телескоп Hubble впервые замечает присутствие органики (метана).

27 сентября. Из-за сбоя при передаче данных на Землю Hubble переводят в безопасный режим.

2009. Планетарная туманность Бабочка (NGC 6302) в созвездии Скорпион.

11-24 мая. Сервисная экспедиция 4: прибывшие на шаттле Atlantis астронавты ремонтируют спектрограф STIS и камеру ACS, заменяют часть гироскопов и аккумуляторов. На аппарат устанавливают новый УФ-спектрограф COS и камеру WFC3.

2010. Поверхность Плутона. SNR 0509 останки сверхновой, вспыхнувшей 400 лет назад.