Клайд Томбо

Дайджест №98: NASA, Открытие Плутона, Клайд Томбо, Звёзды 24.05.2021-30.05.2021

Интересный факт: 13 марта 1930 года американский астроном Клайд Томбо выступил с докладом об обнаружении еще одной планеты. На самом деле он открыл ее еще 18 февраля, но хотел приурочить сообщение к годовщине обнаружения Урана. Речь идёт о Плутоне.

Клайд Томбо: Открытие Плутона

Одной из работ Томбо в обсерватории Лоуэлла в Флагстаффе (Аризона) был систематический поиск «Нептуновой планеты» (называемой также Планета X), которая была предсказана Персивалем Лоуэллом и Генри Пикерингом.

Томбо использовал 13-дюймовый астрограф обсерватории, чтобы получить фотографии одной и той же части неба в разные ночи. Для сравнения изображений использовался блинк-микроскоп. В момент смены изображения движущиеся объекты, такие как планета, переместятся с одного места в другое, в то время как более отдалённые объекты, такие как звёзды, не меняют своего положения. Томбо обнаружил такой движущийся объект, и последующие наблюдения показали, что это планета. Открытие было сделано во вторник 18 февраля 1930 года с помощью изображений, полученных в январе того же года.

Клайд Томбо: название планеты Плутона

Название «Плутон» было предложено Венецией Берни, 11-летней английской школьницей, которая до самой своей смерти (30 апреля 2009) жила в Англии. 1 мая 1930 года в Циркуляре обсерватории Ловелла было официально объявлено, что планета будет носить имя Плутон. Название было подобрано таким образом, чтобы первые буквы «П» и «Л» повторяли инициалы Персиваля Лоуэлла.

В настоящее время Плутон считается карликовой планетой и является прототипом для транснептуновых объектов под общим названием «плутино».

13 марта 1781 музыкантом и любителем

13 марта 1781 музыкантом и любителем астрономии Уильямом Гершелем была открыта планета Уран. Она стала первой планетой, обнаруженной с помощью оптического телескопа.

Открытое небесное тело Гершель предложил назвать Звездой Георга в честь правившего в то время в Англии короля Георга III. Однако это имя не прижилось. По предложению французского астронома Жозефа Лаланда планета некоторое время носила имя Гершеля. Но в 1850 окончательно утвердилось название Уран в честь бога неба, отца Сатурна по греческой мифологии, предложенное немецким астрономом Иоганном Боде.

Открытие Урана определило карьеру Гершеля. Король Георг III, сам большой любитель астрономии, невзирая на то, что новая планета так и не получила его имени, присвоил исследователю рыцарский титул сэра и в 1782 году назначил Королевским астрономом.

Клайд Томбо

Корональные выбросы солнечного вещества

Корональные выбросы массы это гигантские объемы солнечного вещества (плазмы), выбрасываемые в межпланетное пространство в результате активных процессов, происходящих в атмосфере Солнца

В каждом корональном выбросе массы может содержаться до 10 миллиардов тонн (!) вещества, которое летит в космосе со средней скоростью 400 км/сек. Если выброс направлен в сторону Земли, он достигает нашей планеты в течение одного-трёх дней.

По мнению учёных, это приводит к возмущениям земной магнитосферы и магнитных бурь.

NASA: фотографии звёзд

Это изображение составлено из нескольких фотографий, сделанных астронавтом NASA Доном Петтитом с борта МКС, апрель 2012.

В центре экспозиции часть космической станции. Центральная часть светового круга это звёзды, расположенные близко к центру вращения станции. Чем дальше от центра находится круг, тем дальше звзды. В нижней части снимка размытые огни городов. Фиолетовые вспышки слева грозовой фронт. Зелёная полоса в центре снимка свечение атмосферы Земли

Компьютерная модель учёных из NASA

Благодаря масштабной компьютерной модели, учёные из NASA назвали точный год Конца Света.

По их расчётам, последний день на Земле должен наступить в 1 000 002 021 году. Именно тогда своих пиковых значений достигнет деоксигенация — неизбежное следствие увеличения солнечных потоков и разрушение атмосферы (иными словами, Солнце спалит нашу планету дотла).

Так что у человечества ещё есть как минимум миллиард лет, чтобы выбрать новое место обитания.

На снимке: космонавт Валерий Поляков

На снимке: космонавт Валерий Поляков смотрит в окно космической станции Мир, февраль 1995 года.

Интересный факт: Поляков является рекордсменом по длительности космического полета: 437 суток 18 часов!