Диего Родригес де Сильва- и- Веласкес: Картина «Пряхи»
Диего Родригес де Сильва- и- Веласкес (1599 — 1690) — великий испанский живописец, яркий представитель мадридской школы Золотого века испанской живописи.
Художник создавал свои полотна на религиозные, мифологические и исторические сюжеты, был мастером психологического портрета.
Его художественная манера отличаются реалистичностью и натурализмом. В своём творчестве живописец стремился отобразить все противоречия существующего мира.
Сохранилось единственное высказывание мастера, которое многое говорит о его взглядах на творчество художника:
«Предпочитаю быть лучшим в изображении уродства, чем вторым в изображении красоты».
Все работы мастера наполнены глубоким аллегорическим смыслом.
Знаменитая картина «Пряхи» (1657) занимает особое место в творчестве художника.
На многофигурном полотне с двумя планами изображена гобеленовая мастерская. Картина кажется жанровой, но ее иконография относится к мифу об Арахне из « Метаморфоз» Овидия, согласно которому ткачиха Арахна бросила вызов самой Афине. Победа в состязании обернулась для неё наказанием. За гордыню всемогущая Афина превратила ткачиху в паука. В аллегории картины прослеживаются политические убеждения автора. Это иносказательное и очень грустное прославление монархической власти, которая подчиняет себе волю отдельного человека.
Картина выражает глубоко сочувствующее отношение художника к несправедливому мироустройству.
В настоящее время полотно, выполненное в стиле испанского барокко, выставлено в Музее Прадо города Мадрида.
Вера Золотова.