ПРОЕКТ: Я ВАМ ПИШУ

Герман Арутюнов: ЧАСОСЛОВ БЫТИЯ. Глава 5-я. «Часослов природы. Июль. Зов любви.»

Как возник мир? Некоторые ученые считают, что наша Земля и Вселенная появились много миллиардов лет тому назад из-за гигантского взрыва. Вот почему великий греческий философ Эмпедокл (490-430 гг. до нашей эры) настолько верил, что мир возник из огня и исчезнет в огне, что по легенде в конце жизни бросился в вулкан Этну.

В большинстве культур мифы о происхождении всего сущего похожи: все они говорят о выделении элементов порядка из изначального огненного хаоса, разъединении единого целого на мужское и женское, разделении материи на стихии (например, возникновении суши из океана):
воздуха,
воды,
земли и
огня.

А в Китае, одной из древнейших цивилизаций, самыми главными космическими и земными силами считались не стихии, а мужское и женское начала — ян (солнечный и светлый) и инь (лунный и темный), до сих пор самые распространённые китайские символы, задающие восемь главных направлений мирового пространства.

То есть, суммируя сказанное, можно сказать, что мир возник из огня и взаимодействия света и тьмы, мужского и женского начала. Иначе говоря, из любви, которая по сути и есть начало всего и огонь. Любви космической, планетарной или человеческой. Все возникает из любви.

В этом смысле июль – самый жаркий, самый огненный, а значит и самый любовный месяц. Столько в нас энергии в это время и столько любви, что хочется всего. До такой степени, что не знаешь, за что хвататься. Это состояние очень хорошо выразил, вспомнив детство, драматург, трогательно наивный детский поэт и режиссер кукольного театра Николай Боровков из Санкт-Петербурга:
«За окном – июль, жара!
Выхожу во двор с утра.
Столько планов в голове:
Половить жуков в траве,
Понырять, позагорать
Иль грибы пособирать…
Интересных дел не мало!
Что же выбрать для начала?
Вот вопрос: за что приняться,
Чем бы мне сперва заняться?
Думал с самого утра…
Вот уже и спать пора.»

Интересная особенность состояния любви – время летит стремительно, вот и дни в июле вроде бы самые длинные, а заканчиваются быстро, не успеешь оглянуться, и день прошел. Может быть, потому что наше ощущение времени, это — работа разума, расставление каких- то вех, а состояние любви — это чувство, полнота жизни, такая сильная, что разум на время как бы отключается. Говорят же, что «счастливые часов не наблюдают». То есть просто живут, как вся природа.

Июль. Состояние любви

Мы так тоже можем и живем. Когда любим, или… в июле. Такое июльское «безбашенное» житие точно уловила талантливый детский поэт из Южно-Сахалинска Наталья Капустюк:
«Мотылёк и мотылиха
Танцевали польку лихо.
И комарик с комарихой
Тоже польку танцевал…
Белым облачком по свету
Плыл июль, Смеялось лето,
Было много-много света –
Длился вечный карнавал!
Не смолкали птичьи трели,
Колокольчики звенели,
Землянички розовели,
Заплетался всюду хмель…
Вызревали в поле кашки,
В тёплой клетчатой фуражке
Приземлился на ромашки,
Охмелевший старый шмель…
Было весело и людно
И совсем-совсем не трудно
Ну, нисколечко не трудно,
И ни капельки не лень
Петь, шутить и кувыркаться,
Просто жизнью наслаждаться,
Чтобы мог он вспоминаться
Этот жаркий летний день!»

И это же ощущение июля, добавив к нему томление и предощущение счастья, уже серьезнее выразил русский поэт Серебряного века, рафинирующий ощущения «эгофутурист», как он себя сам называл, Игорь Северянин (1887-1941):
«Смеется мне июль.
Кивают мне поля.
И облако — как тюль,
И солнце жжет, паля.
Блуждаю целый день
В сухих волнах земли.
Пока ночная тень
Не омрачит стебли.
Спущусь к реке, взгляну
На илистый атлас;
Взгрустнется ли, — а ну,
А ну печаль от глаз.
Теперь ли тосковать,
Когда поспел ячмень?
Я всех расцеловать
Хотел бы в этот день.»

Июль. Предощущение счастья

И действительно, в июле расцветают самые яркие летние цветы – розы, ромашки, колокольчики, васильки, маки. Максимальное биоразнообразие. Кажется, что медом пахнет липа (называют же июль: «липень»), наверное, потому что вокруг нее вьются пчелы. Повсюду порхают разноцветные бабочки (порхающие цветки), зависают стрекозы, в траве стрекочут и прыгают кузнечики, а на зеленых листочках красуются божьи коровки. Максимальное зооразнообразие. Поспевают ягоды, фрукты и овощи, природа щедро делится своими дарами, как азартный взволнованный влюбленный, который ничего не жалеет для любимой, чтобы заслужить ее внимание. Днем, и особенно ночью, можно наслаждаться загадочно зовущими ароматами трав и цветов. Природа своими красками, звуками, запахами, вкусами (вкусна даже простая вода после июльской жары), прикосновениями (трав, листьев, ветерка) говорит о любви. Все вошло в силу, созрело для любви. Все цвело, стремилось как можно быстрее расцвести, а теперь торопится отдать себя, преподнести, одарить собой, чтобы получить взамен то же самое. То есть обрести любовь.

Как передать художнику этот всеобщий зов любви, звон любви, ее шум, шепот, это всеобщее желание любить и быть любимым? Конечно, все сразу передать невозможно. Но можно сосредоточить всеобщее ожидание любви на маленьком пространстве…в сердце человека.

Июль. Звон любви

Если это сердце ребенка, то это просто растворение в природе, слияние с ней. Как у интересного детского поэта, автора книжки «Ежик в тумане», по которой поставили знаменитый мультфильм, Сергея Козлова:
«Я к июлю прихожу,
На густой траве лежу,
Глажу волосы июлю
И в глаза ему гляжу.
«Он такой зеленоглазый!»
Дома вечером скажу.»

А, если это сердце взрослого, то это и подключение головы, попытка осмыслить…Ходить, вбирать в себя краски природы, думать, писать стихи. Как это делает, например, склонная к задумчивости поэт Лариса Миллер:
«Что надо, чтобы жить?
Совсем немного надо:
В июльский день кружить
По тихим тропам сада…»

Такими тихими тропами бродят и художники.

«Я заметил, — рассказывает художник Юрий Сергеев, — что когда летом с друзьями выезжаешь на природу, будь то пикник или поход за ягодами, каждый ищет возможность уединиться. Придти в такое состояние, наверное, хочет каждый, чаще даже неосознанно. Потом вдруг слышат в себе это тайное желание…Оно внутри, в самой нашей глубине, и идет от тех времен, когда мы и были всем: листьями, ветками, цветами, деревьями, муравьями, птицами…И вот теперь хочется остаться одному, один на один с собой, с лесом, с природой.»

Июль – традиционно на Руси время сенокоса. Об этом времени говорят: «Всякий, кто дорос, спеши на сенокос». Недаром июль зовется «сенозарником».

Косить начинали после Петра и Павла (12 июля) и старались закончить до Прокла (25 июля), а убрать в копны и свезти до Улиты (27 июля). Травы в это время цветут и колосятся. С лугов и полей так и льется их медовый ни с чем не сравнимый запах. Солнце в Петров день необычайно горит, разливается красками, играет. Косить начинали «со светом», то есть по росе. Потому что, «Чем росистее трава, тем легче косить». И еще говорят: «На травах роса – легче ходит коса.» Отсюда и поговорка: «Роса косу точит».

Скошенную рядом траву бабы и девки сразу разбивали, то есть растрёпывали рукоятками граблей для того, чтоб она лучше просушивалась. Разбивка эта производилась целый день под палящими лучами солнца. К вечеру разбитое и почти сухое сено сгребали в валы (длинные гряды), а из них затем складывали в копны. На другой день, когда роса сходила, копны разваливали кругами, а потом опять сваливали в копны и стога.

Время сенокоса у наших русских крестьян считалось праздничным событием, несмотря на то, что сам по себе это тяжелый труд, и ожидалось с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При хорошей погоде уборка сена, несмотря на всю свою тяжесть, доставляла и удовольствие. Лето, тёплые ночи, купанье после утомительного зноя, совместная трапеза с молодой картошечкой, малосольными огурчиками, укропчиком, молоденьким лучком, салом с чесночком, байки у костра под благоуханье лугов, — всё вместе имело отрадное действие на душу. Мужчины и женщины, а в особенности девушки, для работы в лугах одевались в лучшие одежды, как на торжественный праздник. На сенокосе все собирались в один стан (одну команду), и девчатам здесь было гульбище, на котором они, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней, рисовались перед парнями. Молодёжь обычно с удовольствием не появлялась дома в течение всего сенокоса, в том числе и по воскресеньям. А ребятишки могли забраться на поле зеленого сахарного гороха, который, набив за пазуху, потом можно шелушить, а из стручков делать противно гудючие свистульки…

Не случайно люди старшего поколения, те, кто родился в деревне, всю жизнь вспоминают прекрасные мгновения детства, когда, помогая взрослым, стояли с граблями на стогах и принимали наверху душистую сухую траву. Один только ее запах мог свести с ума…Или не в запахе дело?

Вечером на лугу водили хороводы, играли на гармониках и тростниковых дудочках-жалейках. Молодые веселились, несмотря на тяжёлый и напряжённый по срокам труд. Но эти тяжесть и напряжение почти не замечались. В деревне каждый был на виду, а обстановка на покосах создавала относительно большую свободу. Парни одевались на сенокос щеголевато, заигрывали с девушками; в воскресенье, когда никто не работал, ловили рыбу, собирали землянику, играли в горелки, катались на лодках, «играли песни». Понравившиеся друг другу парни и девушки, объединившись в пару, могли выбрать неудобья, то есть неровные полянки или косогоры, где несподручно косить всем вместе в несколько рядов. Сладостная возможность уединения, вдвоем, в окружении полной любви природы…

Сейчас тракторы и комбайны заменили косы, но погрузиться в мир живого, настоящего действа, июльского сенокоса, научиться косить траву и метать стог, взаимодействовать с живым пространством поля и реки, услышать давно забытое русское живое пение можно и сейчас на празднике Сенокоса, на который всех желающих приглашают этнографические деревни и экопселения, например, экопоселение Славное, расположенное недалеко от города Серпухова. В программе такого интерактивного экотуризма: покос (обучение косьбе), купание в реке, катание на лошадях, походы к родникам, славянские трапезы, ярмарка, изучение наших обрядов и традиций, беседы о покосе и о травах, ворошение сена, метание стога, живое пение, хороводы, общение и песни у костра, изготовление куклы-покосницы, экскурсии по Родовому поместью.

Ю. Сергеев «Июль. Зов любви»

А сейчас на картине Ю.Сергеева «Зов любви» – опушка леса, залитая солнцем. На ней как раз та самая уединившаяся на неудобьях пара. Парень вовсю косит, но все внимание сосредоточено на девушке, которая лежит под деревом. Именно от нее желание любви идет по кругу по всей картине. Так задумывалось.

Желание девушки может исчезнуть…Оно пока есть — вот и шляпка, романтично повешенная на ветку, об этом говорит…Девушка как будто бы ждет своего мужчину, который сейчас косит. Конечно, она помогала ему и теперь прилегла отдохнуть. Но это не просто отдых, это растворение в любовном воздухе до предела, до солнца в глазах и звона в ушах.
И природа тут вся закручивается, завихряется…как от налетевшей страсти…Некий вихрь…Ветер. Зеленый движущийся шум. Березка вся играет, как люминесцирует, дрожит…Это время зеленого шума…

Важно поймать в себе ускользающее, навеваемое ветром и зеленым шумом, желание. Что именно хочется, вначале не ясно. Кажется, это зов любви. Наверное, к парню, который косит. Или это что-то большее. Ей хочется это осознать. И, пытаясь понять, она ловит себя на странном желании принять в себя лес, его мощь, его шум, его красоту, почувствовать его, как Бога. Может быть, это даже желание почувствовать лес, как мужчину. Упасть в лесу в траву, закрыть глаза и почувствовать. Возможно ли? Чтобы лес навалился на тебя всей своей тяжестью… Когда небо – это глаза Бога-леса. Трава, листья и цветы – это его руки, которые ее касаются и ласкают. А пение птиц, шум ветра, шорох веток и листьев, стрекот разных насекомых – это его губы, его шопот, ласковый шопот любви…

Странное ощущение, но, может быть, именно таким было восприятие природы нашими предками славянами, когда Бог виделся в траве, корнях, в ветвях, в сучках, в цветах, в деревьях, в птицах или животных…Даже в комарах, в кузнечиках, в паутинках…во всем…И происходило воссоединение с ним, слияние в одно целое…

И, когда вот это вот все снаружи, то есть везде Бог, а внутри тишина, то возникает ощущение великой тайны жизни, ее загадки, ее таинственного круга, по которому все идет и все движется, начинаясь и заканчиваясь, но при этом не имея конца, потому что одно переходит в другое…Когда желание мужчины, любовь к нему переходит в желание всего, в любовь ко всему, в любовь к Богу…

Парень косит, потому что сенокос в разгаре – самая характерная примета июля, когда отцветают все травы, и уже можно косить. В глубине картины зеленые накошенные стожки. Цветы цветут, краски и запахи кругом невероятной силы и насыщенности, это все тоже приметы июля… А еще жара, она ассоциируется с кузнечиками, с их стрекотом. Чем сильнее жара, тем сильней они стрекочут. Поэтому, наверное, кажется, что от жары аж звенит в ушах…

Еще одна примета июля – щедрость размножения. В это время оно происходит с бешеной скоростью…Ведро воды вылил, через пару дней с грядки собираешь два ведра огурцов…А что делается после дождя…Жара и влажность активизируют жизнь до предела. Видимо, потому что это программа, потому что сама жизнь зародилась от жары и влажности. Эту мысль подтверждает и биоземледелие, когда при поливе сорняки не пропалываются. А урожай невероятный. Потому что сорняки и вообще любая растительность сохраняют влажность…

Но главная примета июля — это воздух любви, который мы вдыхаем и немного пьянеем. Об этом говорит то, что много людей, особенно среди славян, рождается в апреле, то есть были зачаты в июле. Даже, если не планировалось. Почему? Потому что природа в июле великолепна, полна любви, она поет гимн жизни, и человеком овладевает желание. Он хочет продлить это состояние. Но как? Через акт любви.

На Ивана Купала у славян все любились. А потом растворялись, расходились по делам и домам. Но сходились в одну ночь, отдавая дань природе. И считалось, что дети, зачатые в июле в ночь на Ивана Купала, рождались самыми счастливыми, умными и здоровыми, а взрослыми становились притягательными для противоположного пола. Кто же не хочет, чтобы его дети были счастливыми?

Кто-то молчит, кто-то говорит об этом… о том, что в июле у них была любовь. В поле, в пшенице, в бане, в лесу, на лугу. Тот, кто стыдится, думает, что это была физическая похоть. Но есть и такие, кто понимает, что это что-то другое, возвышенное, на генном уровне. Или даже низменное, первобытное. Такова июльская ночь на Ивана Купала, как это показано в фильме Андрея Тарковского «Страсти по Андрею». Когда все живое в состоянии любви и откликается на зов любви. Да и по температуре июль самый жаркий месяц. Высшая степень активности природы…

Ночь на Ивана Купала

«Родственница мне рассказывала, — вспоминает художник, — что как-то летом, в июле, ей было лет 45, в деревне увидела совхозное стадо, как оно пасется. Она около него прошла и увидела близко быка и корову. Они ничего не делали, просто стояли, дышали. Она слышала их дыхание, переступание с ноги на ногу, чувствовала их запах. И такая энергия была между ними, что она потом бежала домой как бешеная, не чувствовала под собой земли, летела как на крыльях.. Прибежала, ее муж чего-то делал. Подошла к нему, обняла… Он не сразу понял: «Ты чего, не видишь, я строгаю, пилю». Какой там…

Вот что значит атмосфера, что значит зов любви…»

Мы все в определенный момент посылаем этот зов, и все – по-разному. Вся природа открывается после дождя, как будто что-то хочет сказать. Она хочет сказать, что любит. Маленький жучок, который забрался на травинку и расправляет крылышки. Он хочет взлететь и это тоже зов любви. К небу. Цветок раскрывает свои лепестки навстречу солнцу. Так он говорит о любви. Девушка на картине поворачивает голову в сторону юноши и в изгибе ее шеи — желание. И место она выбрала самое прохладное (ветерочек) и тенистое для любви.

Женщина интуитивно всегда выбирает лучшее время и лучшее место для себя, своего предназначения, тайного, ведомого только ей… Это ей дано Богом. Мужчине важно немногое, даже что-то одно. Женщине важно все: что, где, когда, как…самое лучшее. Они всегда пробуют, проверяют, выбирают: «Пойдем туда, тут не хорошо». «А чем?» «Не знаю, но мне так кажется…» Здесь она выбрала цветочные запахи, кусочек луга, прохладу под деревом, возле самого ручья… Травы на лугах в это время по пояс. Сильно пахнет скошенным сеном. Хочется раздеться и дышать всем телом…И она дышит…

«Когда я в июле приезжаю на Ольгину Мызу (Бывшая усадьба, а теперь природный заказник в Юрьев-Польском районе Владимирской области),- вспоминает художник, — то в пруду вижу кувшинки. Утром, при первых лучах солнца, они открываются. Так и женщины в июле, раскрываются от тепла и внимания, как цветок. И то, что парень с косой этого не понимает, как раз говорит о разной природе мужчин и женщин…Она раскрылась, а он еще занят. Хотя ему хочется ей понравиться. И он косит рекламно, старательно, как павлин, который расхаживает перед самкой…»

Июльские кувшинки

Это эротика природы, которая учит высшей истине любви – всеобщей, объемной, всеобъемлющей, пониманию, что в какой-то момент все – есть любовь, и человек и каждая живая тварь рождены для любви.

Говорят, что любовь возникает весной. Нет, весной возникает влюбленность. А Свет любви разгорается в июле. Именно в этом месяце происходит открытие эротичности природы. Кажется, что васильки или ромашки не просто растут на поляне, а танцуют, взявшись за руки. Может быть, поэтому именно в июле влюбленные гадают на ромашке. Или говорят: «Пойдем послушаем лес»…А за этим стоит неосознанное желание прикоснуться к любви, пронизывающей природу, к ее образам, звукам, запахам… Почувствовать всеобщее стремление друг к другу, не эгоистическое (для себя), а альтруистическое – для всех, для общего блага…

И, когда происходит это приобщение к общему языку любви, то открывается столько удивительного. Начинаешь чувствовать себя цветком, травой, божией коровкой на травинке, птичкой, поющей навстречу солнцу. И видишь тогда все совсем по-другому, и слышишь, и чувствуешь запахи…Даже идти куда-то или вообще двигаться тогда не хочется, потому что движения воздуха мешают и слышать, и видеть, и чувствовать. Хочется лечь и лежать, как эта девушка, слушать лес, вдыхать разные запахи…Вдруг начать понимать, как цветы, мужские и женские, обмениваются запахами, как посланиями…И точно также запахами обмениваются все эти сосны, цветы, травы, разные деревья…Это пир запахов…обмен между ними мыслями, желаниями, энергиями…Все наполнено медовым запахом любви…

Вот так вот, наверное, было и в раю. Заповедал Бог Адаму и Еве не вкушать от древа познания добра и зла, ибо «в день, в который вкусите от него, смертию умрете» (Бытие. Глава 2, 17). Но сказал змей Еве: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Бытие.Глава 3, 4-5). И Ева выбрала «вкусить» и вкусила и дала Адаму, и «открылись глаза у них обоих» (Бытие. Глава 3, 7). То есть через женщину Бог позволил человеку познать мир. И потом в Библии формула познания: («И познал он свою жену…») превратилась в формулу продолжения человеческого рода, то есть соединилась с любовью.

И вот, как когда-то Ева в раю, попробовавшая яблоко познания, так и теперь, лежит женщина, уже вкусившая от древа познания, то есть через зов любви, открывшаяся миру и познающая мир, его скрытые тайны и невероятные красоты. И так же как когда-то Адам в раю был несведущ, так и сейчас этот парень махает косой, не подозревая, что находится на грани неведения и знания, и что только через женщину знанию-таинству суждено войти в него.

Так оно и получается. Обычные (в рамках трех измерений) знания мы прекрасно усваиваем и без женщин. Сами что-то прочитываем, слышим, видим. А вот объемные знания-таинства, когда в каждом — посылы на все органы чувств, глубинные знания, выходящие за рамки трехмерного пространства, получаем именно от женщин и через женщин. Они предлагают нам смотреть на восходы и закаты, слушать пение птиц, вдыхать запах цветка, почувствовать изысканный вкус шафрана или имбиря, ощутить трепетность прикосновения. Для них это не просто знания-таинства, но знания-обряды, которые они оберегают, как жрицы, а потом решают, подарить их мужчине или нет…

Они царят в сферах, которые пока не прописаны словами, например, в мире запахов. Если мы говорили, что май – это пир красок, июнь – это пир звуков, то июль – это пир запахов… К тому же жара все запахи делает перебродившими. И запах в любви играет колоссальную роль. Когда женщина говорит: «мой мужчина», то в этом «мой», может быть, большую часть занимает запах…Для мужчины не в такой степени. Тем более сейчас, когда он занят делом, косит, и скошенная трава перебивает ему все запахи…Вселенную запахов…Тысячи травинок и цветков выделяют массу запахов…клевер, одуванчики, васильки, ромашки…

Июль. Запахи вселенной

О чем говорят в июле? В основном — о жуткой жаре или о дожде, которого в это время все всегда ждут…И, хотя в июле все много поливают, кажется, что вся вода уходит, как в песок. Потому что думают, что поливают растения, а на самом деле поливают свое томление, свою нерастраченную нежность, свою потребность в нежности…Никакой воды на все это, на безграничную человеческую душу, не хватит. Поэтому говорят: «Хоть бы дождичка…» Это жажда любви, которую надо чем-то залить…И водой заливают, а не помогает…

Сила жизни, проявляемая в зове любви, неодолима и неистрибима. И, сколько ты не уничтожай жизнь или любовь, все равно какой-нибудь репей да на дороге вырастет и какой-нибудь жучок в любых условиях выживет…И так будет, пока стрекочет кузнечик, поет соловей, а мужчина ухаживает за женщиной. Даже в концлагере, где не было никакой жизни, все равно находили друг друга взгляды, дарились улыбки, цветы, рождались дети…

Если у вас нет любимого или любимой и вы думаете о том, что надо бы поехать на юг, чтобы согреться, то есть набрать энергии, которой вам не хватает (поэтому и не встречаете никого), дождитесь июля, глотните немного солнца, и он вам подарит ту самую, долгожданную встречу. Потому что июлю на роду написано дарить тепло, энергию, любовь.
И не надо прогнозировать неудачу. Что происходит в пространстве любви, это всегда самая большая загадка. Потому что, когда встречаешься с женщиной, никогда не знаешь, чем это кончится…

Как у поэта Арсения Тарковского:
«Как слезы, капли дождевые
Светились на лице твоем,
А я не знал еще, какие
Безумства мы переживем…»

Герман Арутюнов.

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

Вам понравится

Смотрят также:ПРОЕКТ: Я ВАМ ПИШУ

Оставить комментарий