Герман Арутюнов

Герман Арутюнов: Глава 21. Почему мы не понимаем друг друга

Если мы зададим себе такой вопрос, то у каждого, наверное, будет свой ответ. Один скажет, что мы не понимаем друг друга, потому что мы вообще разные. Другой скажет, что у нас разные установки. Третий, что разный возраст. Маленький щенок любит прыгать и играть, а старая собака любит лежать и греться на солнышке….То есть самые разные причины.

А мне эта тема всегда была интересна под другим углом — а должны мы вообще понимать друг друга?

Представьте себе, что вы Господь Бог и вы создали человечество, запустили такой эксперимент с ним. Что вы в нем запрограммируете? Включите вы в человеке программу, чтобы люди друг друга понимали? Должны будут люди понимать друг друга или нет?

Людям такое понимание конечно нужно, это понятно. А Богу нужно? Как ни странно, нет.

Возьмите компьютер, какую программу мы ставим, такая и работает. То есть, если бы Бог в начале эксперимента с человечеством поставил программу на понимание, то мы бы все друг друга понимали. Тут все четко выполняется. Я приказываю , ты выполняешь. Я говорю, ты молчишь. Ты говоришь, я молчу. А у людей? Разве так? Не так.

Люди и говорят одновременно, не слыша друг друга, и не выполняют вполне разумные команды. И что, разве они это делают от непонимания? Нет, они не выполняют, потому что не хотят подчиняться.

Значит и не было программы. И Бог не запрограммировал, чтобы мы друг друга понимали. Если б запрограммировал, мы бы друг друга понимали. Никто бы друг на друга не гневался, не завидовал и не мешал. Зачем гневаться, если все понятно?

Поскольку мы социальны, и человек сформировался через коллектив, то наша жизнь (самочувствие, настроение) зависит от общения с другими людьми. Родители недовольны детьми, муж – женой, жена – мужем, начальник – подчиненными, те – начальником. Или действиями. То есть все наши недовольства связаны с нами же, с людьми, которые не могут и не хотят друг друга понять. 400 депутатов Госдумы, Конгресса или Парламента любой страны, не понимают или не хотят понять друг друга.

То есть изначально в человечество была вложена программа, чтобы люди друг друга не понимали.

Кто-то может сказать, что дело не в программе, а в том, что каждый человек слишком занят собой, чтобы понимать другого. Но занятость собой это тоже программа, нацеленная на непонимание. А непонимание нужно, потому что оно порождает конфликты. А конфликты развивают человека.Все творческие люди вышли из конфликтов. Чем больше проблем, тем больше извилин, потому что работа над проблемами развивает.Для творчества нужны проблемы и нужно непонимание. Ища понимание, человек развивается и духовно растет. Оно возникает от несовпадений, от борьбы плюсов и минусов, от каких-то трагедий…

                   Для творчества нужно непонимание 

Все изобретения от проблем. Медленно ходим и бегаем. А если круглое колесо? О, теперь намного быстрее.

Взять, например, Михаила Андреевича, отца Федора Михайловича Достоевского, его гордыню, болезненное ложное самолюбие, из-за которого он, живя бедно, не мог взять денег у богатых родственников жены, хотя не надо было выпрашивать, сами предлагали. Отец гордо отказывался. Федор и вырос такой весь искривленный, униженный и оскорбленный. И всю жизнь об этом писал.

Трудно вообще назвать известного творческого человека, у которого бы жизнь протекала гладко, без потрясений, обид и проблем. Именно потрясения давали пищу для творчества.

Сейчас говорят, что скоро человечество наполовину будет роботизировано. Что это такое? То, что через 50-100 лет мы будем состоять из запчастей, которые позволят продлять жизнь до 200-300 лет.

И роботы во всем будут нам помогать. Но возникает вопрос: а какими надо делать роботов, чтобы они нас не поработили или вообще не уничтожили? Человек слабый, у него сомнения, какие-то отклонения, свои какие-то соображения и планы…А для успешного решения задачи это все не нужно, только мешает…Скажем, человек, строящий вместе с роботами мост будет тормозить строительство, потому что мост станет мешать плавать его любимым судам с парусами и высокими мачтами. Роботы соберутся и на совете свергнут его….Или начнут бороться с человеком.

Вся история разных изобретений и их внедрения и состоит из таких вот непониманий и столкновений…

Взять повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Один сын Остап был правильный, «добрый казак», а другой сын Андрий — романтик. Влюбился, и перестало для него все существовать: и родные, и дом, и страна…

То же самое происходит в Госдуме. Все культурные люди, а время от времени ругаются и даже дерутся на кулаках…Разный психотип, разные воспитание, образование, образ жизни, среда

То естьименно непонимание и непримиримость были заложены как программа при создании человечества. И это, как ни странно, перспективно. Потому чтонепонимание рождает проблемы. Проблемы заставляют развиваться, двигаться вперед. Все достижения человечества (колесо, пар, уголь, нефть, роботы) носят военный характер. Все изобретается для борьбы с противником…

Немецкий император Вильгельм, был родственником Николаю второму, дети называли его дядя Вильгельм, и тем не менее объявил в 1914 году войну России. Родственники не поняли друг друга. И таких примеров множество. Очевидно, что не было бы вселенской программы непонимания, близкие люди могли бы договориться.

Все мы реально не хотим друг друга понимать. Внешне, может, и хотим, убеждаем себя, что хотим, а внутренне нет…То есть даже понимая, спорим…Что лишний раз доказывает, что работает программа непонимания…

                                             Разговор

Можно даже сделать такой спорный вывод , чточем примитивнее существо, тем у него больше шансов понять другое существо., потому что все ясно. Перед поединком два медведя походили друг перед другом и разошлись. Сильный посмотрел, слабый понял и отступил. А у людей не так. Извилины мешают. И не было бы проблем и непонимания, мы все были красивыми но простыми овощами на грядках…Извилины возникают от недостатков, от уродств, от трудностей, от проблем, от непонимания. Поэтому человек и может соединять небо и землю своим умом.

Непонимание как раз развивает те направления, которых у нас нет, а непонимание их выявляет. Соединение возникает от напряжения между плюсом и минусом, как молния, возникающая между зарядами, когда на них подается большое напряжение.Непонимание – и есть такое напряжение….…

У робота плюса и минуса нет. И в нем не возникает напряжение из-за взаимоисключающих истин. А при непонимании таких истин сколько угодно.

Вот муж говорит жене:«Зачем ты убирала мой рабочий стол, я теперь ничего не могу на нем найти.»

Жена отвечает: «Затем, что теперь все лежит на своих местах.»

«На каких своих?– переспрашивает муж, —На своих твоих?»

То есть даже, если люди стопроцентно совпадают, подходят друг к другу, все равно, через какое-то время всплывает область, где они не совпадают, но могут уступить и придти к согласию. А потом всплывает область, где они не совпадают, не понимают друг друга и не могут придти к согласию. Но именно это невероятно развивает. Дает Высшему Разуму пищу для размышления.

Самые удачные браки (например, академик Д.Лихачев и его жена) — пример большой схожести многих факторов (дело жизни, характер, мировоззрение), но и при этом часто приходиться обоим уступать, когда возникает несовпадения, разногласия. То есть программа непонимания, она работает и на воспитание терпения, то есть на моральное совершенствование человека.

Программа непонимания, она глобальная и несет в себе механизм развития. Если ты что-то не понимаешь, ты уже заряжен на развитие. Самые гениальные изобретатели – это, как правило, очень трудные дети. Почему и многие гении в школе учились плохо. Такой ребенок – гримаса боли для учителя, сплошное несогласие, непонимание. Но, если для учителя это раздражение (уже сколько раз объясняю, а такой тупой, что не доходит), то для такого ребенка – это открывающиеся новые пути, новые повороты темы, которые с прежней позиции не объяснишь. Для умных учителей такой ребенок – источник их собственного развития и большой работы. Для обычного учителя – препятствие, помеха уроку.

                  Нестандартный ученик — проблема для учителя

Думаю, что программа непонимания закрепляется упрямством, сопротивлением быстрому решению проблем. Для того, чтобы еще больше стимулировать наиболее развитых личностей на развитие.

Наглядный пример — стихотворение Даниила Хармса.

«Халдеев, Налдеев и Пепермалдеев
однажды гуляли в дремучем лесу.
Халдеев в цилиндре, Налдеев в перчатках,
а Пепермалдеев с ключом на носу.

Над ними по воздуху сокол катался
в скрипучей тележке с высокой дугой.
Халдеев смеялся, Налдеев чесался,
а Пепермалдеев лягался ногой.

Но вдруг неожиданно воздух надулся
и вылетел в небо горяч и горюч.
Халдеев подпрыгнул, Налдеев согнулся,
а Пепермалдеев схватился за ключ.

Но стоит ли трусить, подумайте сами,-
давай мудрецы танцевать на траве.
Халдеев с картонкой, Налдеев с часами,
а Пепермалдеев с кнутом в рукаве.

И долго, веселые игры затеяв,
пока не проснутся в лесу петухи,
Халдеев, Налдеев и Пепермалдеев
смеялись: ха-ха, хо-хо-хо, хи-хи-хи!»

Чем не пример несогласия со всеми действиями и репликами соперника? И это пример разности всех нас, нашего отношения к жизни, восприятия, наших привычек, особенностей характера, разной манеры смеяться. И как при этом надеяться на то, чтобы эти персонажи Хармса друг друга поняли? И ведь это не просто рядовые граждане, а мудрецы, то есть люди, которые уже много знали и, кажется, уж друг друга могли бы понять…

На эту же тему еще одна притча:

«Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Был бы прочнее старый таз,

Длиннее был бы наш рассказ…»

                          Был бы прочнее старый таз…

То есть тут дело не только в прочности или ветхости старого таза, а еще и в мудрецах. Возможно, они вступили в философский спор, у кого место удобнее, с доводами и доказательствами по всем правилам научного спора. Или у кого с какого места открывается лучший обзор. И еще миллион самых разных диспутов с доводами, возражениями, вскакиванием в тазу, размахиванием руками и даже проклятиями в адрес оппонентов. Ведь, чем мудрее мудрец, тем больше у него аргументов, причем исключающих все возражения.

Вопрос можно поставить так:что перспективней, если в нас заложено согласие или несогласие?Ведь, когда молодожены идут под венец, они наивно верят, что в нас заложено согласие. А им остается только слегка поддерживать его. Так, чуть-чуть, одними пальчиками…И они думают: раз мы так любим друг друга, как у нас все будет замечательно, какая счастливая жизнь…Ведь в нас заложено согласие, мы все хотим добра, хотим, чтобы всем было хорошо, хотим заботиться о наших детях, о наших родителях, о наших родственниках…

А, если б под венец они шли с программой непонимания? То есть все знали бы, что придется всю жизнь это непонимание преодолевать… Тогда отец, глядя на жену и вспомнив кое-что, не предупредит ли молодых:«Ну, ребята, крепитесь! Вам предстоит тяжелое плавание по бущующему морю, которое, может, и проверит, правильная ли подобрана команда…Поэтому держитесь!»

Потом бы выступил какой-то моряк с одной ногой и сказал:«20 лет я был женат и потерял ногу. Потом все эти годы я пытался создать семью. И чуть вторую ногу не потерял. Поэтому в попытках понять друг друга, не покалечьтесь сами и не покалечьте любимого человека!»

То есть, если изначально, по крайней мере с детства знать, что людям очень трудно понять друг друга, особенно трудно усмирить свою гордыню, свое «Я», то, мне кажется, тогда было бы легче жить. Это как техника безопасности в опасном производстве (рождении и воспитании детей) – не будешь ее соблюдать, убьет!

                  Взаимоотношения всегда — проблема, плюс дети

Нечто подобное уже применяется в церкви. Люди там смиренны и вроде бы понимают друг друга не потому что понимают (там масса людей, несогласных друг с другом, даже среди священнослужителей), а потому что заставили себя смириться и молчать. Усмирили, укротили, выключили в себе беса сомнения. (Почему и говорят: «без сомнения») И это позволяет друг друга понимать.

А почему этому жалкому и ничтожному бесу сомнения удается нас искушать, подковыривать? Потому что нет программы понимания. Была бы она, и никакой бес бы не искушал. Не было бы щелочки, куда бы он пролез. Бес к роботу пролезть не может, правда ведь?

Но, какой бы досадно неприятной ни была мысль о программе непонимания, заложенной в нас Богом (или Высшим Разумом), есть еще более скандальная идея, которая противников непонимания приведет просто в бешенство. Раз уж в нас заложена программа непонимания, как источник развития, то тогда напрашивается такой вывод: что,видимо, и сам Господь Бог, Высший Разум себя не понимает.Ведь каждый из нас создан по образу и подобию Божиему, и поэтому, если мы не понимаем не только другу друга, но даже себя, то причину этого ищи выше …

Масса людей совершает непредсказуемые поступки. А все творчество, вся мировая литература, все мировое искусство, вся мировая наука – все построено на непонимании, на столкновении людей, на непредсказуемости человека. Это основа творчества, всяких научных открытий. Говорят, что самая характерная черта творчества – непредсказуемость. Ходил, ходил, думал, думал – ничего не придумал. Вдруг, уже в отчаянии, как озарение, что-то открылось…Как в мультфильме «Фильм, фильм, фильм». Сценарист в бессилии что-то сочинить, стал биться головой о стену. И Муза появилась…Человек непредсказуем. И самая большая наша непредсказуемость итрагедия в том, что чем больше у нас возможностей и открытий, чем больше опыта и мастерства, тем меньше остается нам жить. Может быть, поэтому мы не знаем, что такое жизнь и что такое сущность человека.

В природе все ясно, сильный во главе, ему уступают, с ним не сталкиваются. А у людей все не так. Маленький тщедушный горбун может повелевать народами.

ИтакПри создании человечества в нас была заложена программа непонимания себя и друг друга.И, как ни странно, именно благодаря этому человечество стоит на высшей ступени эволюции в природе.

В технических дисциплинах (физике, химии, математике) мы постепенно познаем их законы. А в человековедении тоже есть свои законы, в том числе едва ли не главный закон непонимания, который учитывают только в церкви, приучая себя к терпению, смирению и посильному труду. В миру же этот закон никто не изучает. Даже предмета такого как человековедение у нас нет ни в школах ни в Вузах.

                         Природа помогает нам понять друг друга

Как в природе работает выход из непонимания? У людей это конфликт, а в природе так как в стихотворении талантливого поэта из г.Кораблино Рязанской области Сергея Панферова:

«Она лежала грозным завитком,

На влажном камне, охлаждая кожу.

И взгляд ее могильным холодком

Следил за мной все пристальней и строже.

Как поступить? Вернуться без воды?

Но жажда битый час меня пытала.

Поднять корягу, чтобы от беды

Змею ударом сбросить с пьедестала?

И зачерпнуть воды манящей горсть

И пить ее прохладу с наслажденьем,

Забыв, что в этом царстве я – лишь гость,

Змея – царица здесь со дня рожденья.

Пока в своих сомненьях медлил я,

Она скользнула прочь без сумасбродства.

И я подумал: «В жизни и змея

Не лишена, бывает, благородства…»

Такой вот природный мудрый выход – если есть куда сбежать от самого себя и от других, то, может быть, в этом есть смысл, хотя бы и на время…Хотя у южных народов эти проблемы не стоят так остро как в Европе, потому что там большие семьи, и с детства человек привыкает к обилию людей. Почему и гастарбайтеры по двадцать человек спят и живут в одной комнате и ничего. И кушают по двадцать человек. И все время общаются и им это не надоедает.

Видимо, в каждом из нас есть пружина социума, которая может сжиматься невероятно. И человек может спокойно воспринимать рядом с собой массу людей и жить с ними бок о бок не один год. У нас целый Советский Союз прекрасно существовал, несмотря на программу непонимания, заложенную в каждом. То есть у людей прекрасные возможности уживаться, не конфликтовать. Для этого нужно просто воспитание, обучение, привыкание с детства к хорошим отношениям с людьми. Как в некоторых коммунальных квартирах, где все жили дружно и друг другу помогали.

        Опасность как социум сжимает в нас пружину непонимания

Понятно, что человек — это такая атомная станция, такая сложная структура, такое сочетание самых разных полей. А тут еще программа непонимания. Поэтому понятно, как трудно нам друг друга понять…

Человек еще мало изучен. Когда наше общество от стадии выживания перейдет к стадии развития, тогда, видимо, и начнем изучать и себя и наше восприятие.

Ведь

зрение,

слух,

обоняние,

вкус,

осязание

фантастически интересные области для изучения. Это наши инструменты адаптации в окружающем мире, помогающие (и одновременно мешающие) нам понять друг друга…

Герман Арутюнов.

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

You may also like

Leave a reply