Герман Арутюнов

Герман Арутюнов: Глава 40. Тайна Рождества

В декабре народ потихонечку поворачивается к Рождеству – за окнами магазинов елки с игрушками. И перед входом в некоторые учреждения уже тоже стоят елки. Такое вот предпраздничное настроение, хотя еще много времени впереди. Но, если б это было лет 40 назад, когда был еще Советский Союз, то готовиться начали бы уже сейчас, доставая консервы, спиртное, копченую колбасу, хорошее печенье, шоколадные конфеты…

Об этом красочно написал накануне Рождества 24 декабря в 1971 году Иосиф Бродский:

«В Рождество все немного волхвы.

В продовольственных слякоть и давка.

Из-за банки кофейной халвы

производит осаду прилавка

грудой свертков навьюченный люд:

каждый сам себе царь и верблюд.

Сетки, сумки, авоськи, кульки,

шапки, галстуки, сбитые набок.

Запах хвои, орехов, трески,

мандаринов, корицы и яблок…»

О Рождестве писали многие, много длинных и коротких высказываний о нем. Например:

основатель журнала «Forbes».Бетти Чарльз Форббс(1880-1954):«Рождество – это вдохновение для наших душ»,

американская писательница Кэрол Нельсон:«Рождество – это когда вы тоскуете по дому, даже когда вы – дома»,

английский писатель, поэт и литературный критик Чарльз Лэмб (1775-1834):«Рождество – это день рождения каждого человека»,

религиозный американский писатель и провидец Томас.Спенср Монсон (1927-2018):«Дух Рождества освещает узорчатые окна наших душ, и мы, глядя на сумасшедшую жизнь мира, проникаемся куда большим интересом к людям, нежели к вещам…»,

американская писательница-фантаст Тейлор Колдуэлл 91900-1985):«Рождественская истина состоит в том, что мы не одни»,

английский композитор, мадригалист Джон Уилби (1574-1638):«Рождественские праздники это единственные дни во всем календаре, когда люди словно по молчаливому согласию раскрывают друг другу сердца…»

российский финансист, автор четырех книг афоризмов Михаил Мамчич:«Рождественское настроение это когда вы рады даже тем, кто ошибся дверью…»

герой фильма «Секретный Санта Клаус» Крис Крингл:«В Рождество я будто вновь превращаюсь в маленького мальчика, который вот-вот зальется от удовольствия звонким смехом…»,

кто-то из поляков сказал:«В Рождество за столом должно быть одно лишнее место и одна лишняя тарелка с прибором для случайного путника. В этот вечер никто не должен оставаться один…»

герой популярных американских сериалов Кристоф Килби:«Я хотел бы поместить часть рождественского духа в банку и открывать эту банку каждый день…»

А Иосиф Бродский, который каждый год в канун Рождества создавал по стихотворению, записал такую фразу:«В Рождество мы все немного волхвы…»

Ну да, ведь, с Рождеством связана история про трех волхвов старца Валтасара, короля Аравии, юноши Каспара, короля Тарса, столицы армянской Киликии, и негра Мельхиора, короля Эфиопии, которые с разных мест, каждый из своей страны, увидели на небе Вифлеемскую звезду, поняли что, как предсказывали пророки, родился Мессия, и пять месяцев шли пешком в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. И принесли ему свои дары: золото, ладан и смирну. С тех пор все дарят друг другу подарки на Рождество. Причем, не то, что самим не нужно, а самое дорогое, с чем жалко расставаться, но ради подарка можно.

Об этом написал свой знаменитый рассказ «Дары волхвов» американский писатель О Генри. В этом рассказе любящие друг друга муж и жена очень хотели порадовать друг друга на Рождество, Делла мечтала подарить Джиму строгую платиновую цепочку к старинным дедовским карманным часам Джима, а Джим давно засматривался в витрине ювелирного магазина на изысканный набор черепаховых гребней с драгоценными камнями, идеально, как он считал, подходящий к роскошным каштановым волосам Деллы. Увы, денег у обоих не хватало. Но они так любили и так хотели порадовать друг друга, что желанные подарки все-таки купили.

                                                           Поклонение волхвов

Правда, для этого Джиму пришлось продать свои дорогие часы, а Делле – свои роскошные волосы…Потому что в это Рождество они стали волхвами и думали не о себе, а друг о друге…

То есть люди, все мы, в Рождество становимся лучше и относимся к этому празднику по-особенному, ожидая от него чего-то необыкновенного. Все знают, что под Новый год надо загадывать желание, записывать их на бумажки и складывать под елочку, чтобы эти желания сбывались…

Чем объяснить такое отношение к Рождеству, что такого необычного в этом празднике, который начинается 24 декабря и длится две недели до 7 января. Почему и те, кто верит и даже те, кто не верит, все равно ждут чего-то необычного?

У Н.В. Гоголя, например повесть «Ночь перед Рождеством» вся полна чудес. И начинается она тоже с чудес:

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряжавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

От сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнет. Он знает наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков и сколько в сундуке лежит полотна и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке. А ведьма, между тем, поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав. Три или четыре еще пока блестели.

Вдруг, с другой стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Близорукий, хотя бы надел на нос, вместо очков, колеса с комиссаровой брички, и тогда бы не распознал, что это такое. Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка, оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком; ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом трактире.

                                          Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей…»

Вот и возникает вопрос,что же это за такое время настает, что это за такая среда воцаряется, что и ведьмы появляются, и черти, и всякие чудеса готовы высыпаться на вас как из рога изобилия, а мы во все это вдруг начинаем верить?

30 лет я, работая в журнале «Природа и человек» и изучая разные аномальные явления и всякие чудеса, заметил одну особенность. Любое чудо, любая аномалия, все они как-то связаны со временем. Как будто время – это натянутое над нами одеяло, которое, когда чуть отодвигается, и в образовавшуюся щель сразу может протиснуться какое-то чудо, то есть происходит, что мы пока не можем себе объяснить. Время на самом деле или сжимается или растягивается, а привычные нам явления кажутся чудесами.

Например, болгарские нестинары ходят босиком по раскаленным углям и не обжигаются. Хотя ученые подсчитывали, что если босые ступни их ног соприкасаются с углями более чем полсекунды, подошвы должны получать сильные ожоги и даже обугливаться. А они остаются невредимыми. Значит время в идущем по углям человеке ускоряется настолько, что человек оказывается как бы в другом времени, а все законы нашего времени на него уже не действуют.

Другой пример – летаргический сон. Время для тех, кто в него впадает, сильно замедляется, если не сказать, что почти останавливается. И человек может 20 лет или 30 лет спать таким сном и не стареть. А, когда просыпается, время ускоряется, и он буквально за несколько дней стареет на эти же 20 или 30 лет, как будто бы он их прожил.

Так и в Рождество, начиная со дня зимнего солнцестояния 24 декабря, когда ночь перестает удлиняться, но наоборот, сокращается, а удлиняться начинает день, время становится волшебным — подвижным, способным сжиматься или растягиваться, что и позволяет открываться дверям в иные миры, позволяет происходить разным чудесам. Именно когда самая длинная ночь в году сменяется самым коротким днем. И под это влияние подпадают и те, кто верит, и те, кто не верит, потому чтов каждом человеке есть механизм времени, что и позволяет нам жить каждому в своем ритме и отличаться от других отклонениями на миллиардные доли секунды. Может быть на одну семимиллиардную, как раз по числу жителей Земли.

                                                  Чудеса появляются из времени

Поэтому люди в это время, в эти две недели и особенно в Рождество, так преображаются в лучшую сторону, как будто вспыхивают все наши лучшие надежды, имы, забывая все плохое, становимся такими, какими и сами хотели бы всегда быть и какими нас хотели бы видеть окружающие. То есть человек становится почти ангелом, начиная думать не о себе, а о других, желая не только говорить, но и слушать, не только получать подарки, но и дарить их…Вот почему перед Рождеством и Новым годом почти все начинают думать о том, что подарить свои близким и друзьям. Вот почему многие высказывания о Рождестве так похожи, вот почему отмечается, что люди в это время начинают ощущать в себе желание жить не для себя, а для других, и не раздражают друг друга, а наоборот, радуют…Вот почему кто-то говорит, что хотел бы, чтобы все люди были такими, какими они бывают в Новогоднюю ночь…

Не случайно девушки на Святках, то есть в дни после Рождества, гадают. Они верят в чудо, то есть приоткрываются для чуда и для всего хорошего. Кто-то не случайно заметил, что если бы люди в предновогодние дни не стали такими открытыми для добра, для всего хорошего и светлого, то Бог бы им и не дал этого всего, не открыл бы чудеса. А, поскольку человек становится таким открытым для чудес и всего хорошего, Бог ему и открывает…
Отчасти эта наша приоткрытость закладывается и закрепляется детством, когда каждый Новый год елка, и родители дарят детям подарки. Ну сколько длится этот подарочный период? Лет с 3-4 и до 15-16.. Некоторые все равно ждут чуда, хотя замечают, что дед Мороз похож на папу или на дедушку, а снегурочка на маму или на старшую сестру…Тем не менее заглядывают под подушку или под елочку, чтобы увидеть что подарил Дед Мороз…Даже, если не верят ни во что, все равно заглядывают.…

Это говорит о том, что в человеке есть предрасположенность к чудесам. И даже не что предрасположенность, анечто такое внутри нас, что является основанием для чуда. То есть человек, каждый из нас – носитель чуда. И это тоже не случайно, потому что жизнь сама – это чудо. И то, что Творец создал человечество, это он тоже сотворил чудо. Взял и высек из природы какую-то искру, и возник человек. Вроде бы и часть природы (у нас инстинкт сохранения рода, инстинкт выживания, инстинкт размножения, инстинкт утоления голода и жажды) и высшая ее ступень, а с другой стороны человек отрицает природу. Ради идеи он может отказаться от самой жизни, на что ни одно живое существо в природе не способно. В природе все, что запрограммировано, исполняется.

Значит Создатель, Творец заложил в нас нечто такое, что готово перечеркнуть все предыдущее. Это уже что-то новое по сравнению с природой. А почему это он в нас заложил, потому что сам в себе это несет. Ведь человека Он создал по образу и подобию своему…То есть в Творце есть и последовательность, которая есть в природе, повторяемость, обряд, но есть и нечто непредсказуемое, которое он и передал человеку. И эта наша непредсказуемость с одной стороны приносит очень много бед.

Все негативные явления нашей жизни связаны с нашей непредсказуемостью. И все это идет от Бога, от Создателя, от Творца, от его непредсказуемости. Как, например, появился дьявол? Из ангелов, один из которых оказался непредсказуемым. Все ангелы были предсказуемы, они совершали добрые дела, чудеса, даже, наверное, с распределением – один делал одни чудеса, другой – другие.. Вдруг нашелся один ангел по имени Денница, который возмутился и сказал:«А чего это я буду делать то, что все? То, что мы все делали много лет. надоело…»И хотя он, как и все ангелы, был создан по образу и подобию Творца, но в нем, как и в Творце, оказалось заложен был дух противоречия…И он возроптал и все стал делать наоборот. И Бог попустил это, чтобы посмотреть, что из этого получится. Как и попускает он теперь все, что ни делает человек…

Это типичное явление, когда по примеру взбунтовавшегося ангела, человек вдруг начинает что-то делать в противовес и наперекор. Как Пугачева вспоминает:«Я в детстве и в юности была такой пай-девочкой, что однажды самой противно стало и я взбунтовалась, стала хулиганить, делать всем назло»

Что это такое? Как это объяснить? Так и объяснить, что в каждом человеке есть дух противоречия. Почему Творец попустил такое качество в человеке? Видимо, для перчения и соления жизни, чтобы жизнь не была пресной и сугубо положительной. Он и апостолам говорил:«Вы – соль земли…»И они солили, бунтуя народ везде, куда приходили. Как и Христос. Зато все мировое искусство сложилось из столкновения людей по самым разным поводам. В первую очередь на примере жизни Христа, его проповедей, предательства Иуды, распятия, снятия с креста, воскресения и вознесения…

                                      Беато Анжелико «Коронация Девы Марии»

А, если б не было в человеке этого духа противоречия, то все бы у нас было как на картинах художника-монаха Беато Анджелико (1395-1455), где ангелы благостно поют, а над головами у них нимбы…Одни сплошные ангелы…А так масса художников рисует страсти, буйство, ярость, хитрость и коварство человеческое…И все мировое искусство построено большей частью на трагедиях, особенно много произведений по жизни Христа, бегство в Египет, предательство Иуды, распятие, снятие с креста…

Творец наверняка не раз хотел уничтожить человечество. Но каждый раз его что-то останавливало. Последний раз он, видимо, удержался от этого соблазна, решив послать к людям сына своего Христа, чтоб он искупил своими страданиями все грехи человека. Распяли. Искупил. Но от духа противоречия человек не избавился. И сейчас все проблемы от несогласия людей с другом…И, какие бы не возникали замечательные замыслы, обязательно найдется кто-то, кому это не понравится, кто захочет это сделать по-своему и кто будет бороться против этого…

И вроде ведь все хотят добра, чего-то хорошего…Спросить сейчас на улице сотню человек: что вы хотите? Никто ведь не скажет, что хочу смерти людей, крови, разбитых витрин и сожженных машин. Да, не хотят, а делают. Почему, потому что не согласны…Недаром говорят, что дорога в ад вымощена благими намерениями…

Разве хотели чего-то плохого первосвященники Иудеи, те, кто распял Христа? Да нет, они хотели мира, порядка, а Христос, как они считали, этот мир и порядок разрушал…Хотя жизнь потом показала, что Христос принес свет, а не тьму, иначе бы не пошло за ним столько людей и не возникло бы целое учение в мире, а за ним и целая религия – христианство. И тем не менее главный первосвященник Каиафа от имени всех старейшин сказал римскому наместнику в иудее Понтию Пилату:«Распни его…»

И в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» Феофан Грек говорит Андрею:«Чего ты такой благостный, призываешь всех прощать. Чему ты радуешься? Посмотри за окном мучают человека. Посмотри, какие люди кругом, если б сейчас снова к нам пришел Христос, так они бы снова его распяли…»Почему? Потому что люди, стремясь ко благу, делают так, как кажется им правильным, и совершают зло. Скольких людей убили христиане и сколько было убито христиан…Миллионы…Вся наша жизнь из этого состоит – стремясь к добру, мы совершаем зло…

А в предрождественские и рождественские дни люди вдруг как прозревают. Они вдруг понимают каждый о себе, что«Безгрешных нет, и я грешен, и, наверное, зла немало сделал». И прозревают вдруг матери, которые были непримиримы к своим невесткам, считая, что они портят жизнь сына и что вообще она ему не пара. Таких сотни тысяч матерей. Именно таких матерей собирает на свои передачи «Моя свекровь – монстр» телеканал Ю. И там эти матери, первоначально настроенные враждебно против своих невесток, постепенно меняют свое отношение к ним…И говорят потом:«Да, теперь я понимаю, что была не права..»Меняются после таких передач и невестки, бывшие раньше врагами, начинают понимать, в чем были сами не правы. Но сколько их, участниц таких передач, свекровей и невесток…всего несколько сотен.

А вот в Рождество все (или почти все) и свекрови и невестки становятся добрее друг к другу, признают, что были неправы и прощают друг друга…Даже в социологических опросах люди, когда их спрашивают в канун Рождества, что они хотели бы от деда Мороза, то многие говорят не о том, что хотели бы получить в подарок (машину, шубу, кольцо с камнем), а желают найти в себе силы простить своих близких и чтобы их простили…

                                За правым плечом у нас ангел, за левым — бес

Не факт, что и после Рождества они сохранят такой настрой, но по крайней мере в Рождество ощущают в себе всепрощение, снисхождение и доброту…А почему не факт, потому что опять вверх возьмет дух противоречия…Потому чтоангел за нашим правым плечом, он всегда пассивен, а бес за левым плечом всегда активен. Нас не ангел искушает, а бес, потому что у ангела полно дел, а беса нет никакой заботы кроме главной – уловить и отравить нашу душу, наполнить ее гордыней, самомнением, завистью и ненавистью…А ангел не улавливает нашу душу, он нас защищает, просвещает. Он устами родителей, дедушек и бабушек говорит: будь послушным, будь заботливым, будь обязательным…И человеку эта забота часто кажется нудной, скучной и надоедливой. Как ребенку забота родителей. И родители, назидательно уча хорошему, выступают в роли ангелов.

То есть какой вывод следует? Мы полны благими намерениями (ивсе превращаемся в этот момент в ангелов), но в нас сидит дух противоречия, который разжигает бес, сидящий за левым плечом. Поэтому наши благие намерения оборачиваются злом. Но в Рождество мы как бы наполняемся живительным озоном добра, который просачивается сквозь открывшуюся щель во времени. И начинаем думать совсем под другим углом. Вдруг вспоминается, сколько хорошего сделала свекровь. Или что хорошего сделал невестка.

Возможно, даже сам Господь Бог в Рождество говорит себе:

«Ладно, у меня как всегда куча дел (две Вселенных построить, три человечества, построенных на других принципах, еще заложить в проект), но все-таки Рождество, ладно отвлекусь от дел и добавлю озона добра, чтобы люди опять прониклись друг к другу расположением и симпатией…»

Возможно, и Богоматерь в Рождество тоже поднимет над нами свой исцеляющий Покров, чтобы стали мы все добрее…Во всяком случае все женщины сразу откликаются на все ее добрые позывы…

То есть все светлые силы в Рождество прикладывают сверхусилия, чтобы мы все стали лучше, стали такими, какими всегда должны быть…

И потом, наверное, и нечистая сила в Рождество становится добрее. Ведь нечистая сила не целиком нечистая — первый бес это бывший ангел Господа Бога, который несет в себе божественное начало. Поэтому и считается, что в Рождество и нечистая сила способна совершать добрые дела…Не случайно у Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» Воланд признается, что и ему«иногда хочется совершать добрые дела…»

Вот почему мы все в Рождество становимся почти ангелами… Почему и сказал кто-то, что«мне хотелось бы, чтобы все люди всегда были такими, какими они становятся в Рождество…»

Многие высказывания о Рождестве о том же…

Например, уже упоминавшийся Томас С.Момсон:«В этот праздник каждый забывает о себе и находит время для других…»

Потому и находим мы время для других, что забываем о себе. И свекровь вдруг находит время для внуков и для невестки. И невестка находит время для свекрови. И даже дети становятся в рождественские дни более послушными…Волшебное время…

А вот, например, что сказала американская писательница Гледис Тайбер (1899-1980):«Рождество это мост, нам нужны мосты, чтобы проходить по реке времени…»

То есть куда мост? От зла к добру, от тьмы к свету, из плохого в хорошее. Только к хорошему, потому что и так в повседневной жизни плохого больше…людям никак не удается жить как должно, они живут как придется, как получается…А получается не очень…Потому что ангел за правым плечом молча ждет, когда его попросят о помощи, а бес за левым все время лезет и вмешивается там, где может навредить…Свойство светлых сил, как и самого Творца, не лезть, уважать волю человека.

Можно сказать и то, что Рождество – мост в вечную жизнь. Потому что один человек, каждый из нас, смертен, а человечество бессмертно. Но каждый человек и есть человечество, потому что 100 лет это 5 поколений, а 6000 тысяч лет цивилизации это всего 30000 поколений. И все эти люди в каждом из нас через гены, которые в крови. Поэтому, умерев физически, человек через кровь воплощается в своих потомках…Все 108 миллиардов живших когда либо на Земле людей, они в каждом из нас…

Почему Рождество всегда связано с елкой? Это зеленое дерево добра и света, символ вечной жизни. Кроме того,человеку, когда он чувствует в себе божественное начало, хочется упасть на колени и чему-то поклоняться. Поэтому человек с древнейших времен всегда чему-то и кому-то поклонялся: Богам, деревьям, горам, рекам, лесам, озерам, животным, птицам, даже рыбам. Не случайно поклонение волхвов – одна из самых поднятых тем в мировом искусстве.

Ив каждом обряде поклонения были поклоны. Они и сейчас дошли к нам с тех времен, и в торжественные моменты жизни мы до сих пор кланяемся другу другу. В храме перед священником, перед иконами или перед реликвиями, на свадьбах или на похоронах, Поклоны это свидетельство смирения и уважения, облегчающее для высших сил исполнение наших желаний. Поэтому с древнейших времен на елке, как символе вечной молодости, люди повязывали цветные тряпочки, камушки, палочки, вешали какие-то украшения, поклонялись дереву и кланялись ему.…

                                           Игрушки на елке это — наши желания

Как сейчас у нас в республике Марий Эл в священных рощах до сих пор есть такие деревья. И каждое украшение, каждая пометочка на такой елке — это чье-то желание. Марийцы на таких деревьев как бы привязывают свои желания. Почему и говорят:«Вешай на елку не игрушки, а свои желания…»И такая елка украшена по сути не игрушками, а чьими-то желаниями.

Почему и говорят, что хотелось бы чтоб каждый день был как Новый год. То есть время надежд, веры во все хорошее и светлое. А так по жизни многие часто впадают в депрессию, им кажется, что возник тупик, за которым ничего хорошего. Хотя за тупиком-то как раз и ожидает нас что-то хорошее…Рождество как бы нам об этом напоминает, говоря, что если сейчас так хорошо, то и всегда так может быть…

Но с другой стороны всегда так как в Рождество быть не может и, наверное, никогда не будет. Потому что все хорошее быстро приедается. Как мы говорим:«осточертело…»,когда нам что-то надоедает. То есть когда долго и хорошо, жди появления черта…

Если бы осуществлялись все благие намерения, наступил бы полный застой. И вещи, сделанные добротно, на совесть, существовали бы века, и люди, без конфликтов и стрессов жили бы бесконечно долго. И человечество катастрофически быстро бы разрасталось, и скоро стало бы нечего есть…А так приходит новое время, новое поколение людей и начинает ломать старое, как бы хорошо они ни было…И кажется, что то, что уничтожено, кануло в неизвестность навсегда. Нет, оно через кровь живших до нас поколений людей, в том числе и уничтоженных, входит в нас, становится частью нас и при определенных обстоятельствах возрождается…Каждое слово, каждый звук, каждый взгляд…Ничто никуда не исчезает…Рождество вселяет в нас эту надежду…

Заканчиваю я тему Рождества по традиции стихами.

                           Даже Миша Лермонтов в детстве верил в Рождество

Вначале стихи Михаила Юрьевича Лермонтова, который был невеселым молодым человеком, даже сумрачным. Приходя на бал, он окидывал всех высокомерным взглядом и на лице его отражались скука и призрение. На него часто писали едкие эпиграммы, и он в ответ огрызался эпиграммами. Тем не менее, в Рождество и он волшебно преобразился. Рождественская завеса приподнялась, блеснул божественный рождественский свет, и мрачный Лермонтов предстал в новом обличье. Во всяком случае, по его стихотворению никак не скажешь, что это он, создавший образ скучающего и мрачного Печорина…Видимо, любящая его бабушка каждый год устраивала внуку такие волшебные праздники Рождества, что это запало в его детскую душу на всю жизнь. Итак:

«Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданье тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.

Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.

Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса…»
Или вот есть такая современная поэтесса, художник и фотограф Ива Афонская. Не очень известная, но очень талантливая. Во всяком случае, она написала такие чудесные стихи про Рождество, что их включают во все рождественские подборки в Интернете:

«Снег идет на Рождество,
падает, как милость Божья.
Снег идет — и волшебство
в этот день случиться может.

Снег идет — и, чуть дыша,
смотрим мы на мир крылатый.
Пробуждается душа,
омертвевшая когда-то.

Снег идет, снимая боль,
у земли обледенелой.
Ты подставь ему ладонь:
приземлится ангел белый…»

                                                     Иосиф Бродский о Рождестве

А вот снова Иосиф Бродский, о котором мы уже говорили, приведя бытовое и приземленное начало его стихотворения о Рождестве в декабре 1971 года. Смотрите, на какой высокой ноте это самое стихотворение заканчивается:

«Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.

И разносчики скромных даров
в транспорт прыгают, ломятся в двери,
исчезают в провалах дворов,
даже зная, что пусто в пещере:
ни животных, ни яслей, ни Той,
над Которою – нимб золотой.

Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства –
основной механизм Рождества.

То и празднуют нынче везде,
что Его приближенье, сдвигая
все столы. Не потребность в звезде
пусть еще, но уж воля благая
в человеках видна издали,
и костры пастухи разожгли…

Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь – звезда…»

В Рождество надо загадывать желания. И нам откликнется:

«Рождество – порог известный…

Сразу станет всё чудесным,

Стоит лишь переступить

И рассудок усыпить.

Это чудо – две недели

Все желания летели

К нам, от нас и снова к нам

Как к заветным берегам.

Слово, ноту иль число

Назови, чтоб повезло…»

Герман Арутюнов.

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

You may also like

Leave a reply