История масонства в портретах: Людвиг Заменгоф и учение о человечестве
Заменгофа прельщала ещё одна идея, а именно: идея не просто нейтрального языка, а развития нейтрального мировоззрения. Он опубликовал свои взгляды сначала под названием «Гиллелизм», образованным от имени дохристианского иудейского учёного Гиллеля, а затем под эсперантистским названием «Гомаранизмо», что в переводе означало «учение о человечестве».
«Учение о человечестве» отражало приверженность Заменгофа к религиозной толерантности, кроме того, он признавал себя сторонником идеи взаимопонимания между народами, основывающемся на общих принципах.
К примеру, Заменгоф считал, что люди должны верить в высшую сущность и сохранять свои религиозные традиции. А в многоязычных странах языки должны непременно иметь на административном уровне равные права, причём эсперанто должен выполнять функцию своеобразного моста между этими языками. Правда, многие сложные нюансы мультикультурного общества, о котором говорил Заменгоф, всё равно так остались нерешёнными… Но это уже другой вопрос.
Что касается самого «Учения», то, к сожалению, оно было воспринято большинством эсперантистов как теория общего гуманизма. И хотя возражений оно не вызвало, всё же существенной роли в общекультурном мировоззрении людей ему тоже не довелось сыграть.
В статье использованы материалы с сайта https://freimaurer-wiki.de
Автор: Ирина Егорова (aka silikus)