Как сложилась жизнь исполнителя роли Юры Львова в «Адъютанте его превосходительства»
«Павел Андреевич, вы шпион?» — эта фраза, сказанная его героем Юрой Львовым в фильме «Адъютант его превосходительства», преследовала актера всю жизнь, поскольку его узнавали даже в очереди в магазине. Успех в детстве не означает успеха в дальнейшей жизни. Но он стал профессиональным актером, продолжил сниматься, пусть и ролей было совсем немного.
Александр Милокостый родился 8 сентября 1956 года в Москве. В детстве жил на Сретенском бульваре в коммунальной квартире.
Его отец, Виктор Иванович Милокостый, был морским офицером. Мать, Тамара Константиновна, работала в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Его родители расстались, когда Саше было шесть лет.
Как-то Саша гулял с бабушкой неподалеку от дома и симпатичного мальчика окликнула женщина: «Мальчик, хочешь сниматься в кино?»
Она пригласила Сашу с бабушкой на Киностудию имени Горького. Там шёл набор детей на съемки фильма «Я купил папу». В тот фильм его не утвердили. Но благодаря тому, что его фотография появилась в картотеке киностудии, его стали приглашать в кино. Маленький Саша снялся в эпизоде исторического фильма, где сыграл Герцена в детстве, затем в «Чемпионах улицы» режиссера Хасана Бакаева.
13-летний Александр Милокостый был утвержден на роль Ильи, мальчика из трактира, в фильме Исидора Анненского «Трое», но возник простой, связанный с болезнью режиссера. В этот момент актера утвердили на роль Юры, сына полковника Львова, в телефильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства».
В разгар съемок «Адъютанта…» картина «Трое» неожиданно запустилась. Начался производственный конфликт, в ходе которого две группы размахивали договорами юного актера. Ему пришлось кочевать вместе с мамой с площадки на площадку — из Киева в Калугу. Саша привык с детства работать на площадке по двенадцать часов, был коммуникабельным, восторженным и очень благодарным.
«От съемок в «Адъютанте его превосходительства» получал колоссальное удовольствие. Я же мальчишка — а там революция! Оружие! Лошади! Достал всех пиротехников, чтобы дали подержать, пострелять из маузера, нагана, винтовки, даже из пулемета максим. Это было настоящее оружие. Конечно, из него стреляли не боевыми патронами, а холостыми, но — грохот, пламя вылетает из дула…» — вспоминал в интервью Александр Викторович.
С обеими ролями Милокостый справился успешно, но если «Трое» (экранизация Горького) прошел по экрану незаметно, то боевик «Адъютант его превосходительства» имел огромную популярность.
Он был единственным ребенком на съемочной площадке и все окружили его заботой и лаской.
«Больше всех обо мне Евгений Иванович Ташков заботился: и с ложечки кормил, и систему Станиславского буквально на пальцах объяснял — вот как первоклассников учат на палочках счету, так и он показывал, что можно таким образом сыграть, а можно — иначе. Прежде чем приступить к съемкам, Ташков объяснял мне, еще ребенку, очень серьезные вещи, которые я позже изучал в Щукинском училище. То, что видите на экране, на девяносто девять целых и девять десятых процентов его заслуга, он это все слепил. Как скульптор. В основном мы репетировали в «актерских» комнатах «Мосфильма». Работали над моим погружением в образ: Юра — сын полковника, белого офицера — под действием обстоятельств, под влиянием общения с нашим разведчиком становится на сторону красных» — из воспоминаний Милокостого.
Стоит упомянуть, что когда режиссер Евгений Ташков на каком-то творческом вечере ненароком назвал номер школы Александра, на бедного мальчика посыпался шквал писем от поклонниц.
После выхода «Адъютанта…» слава обрушилась на Сашу. Мама попросила сходить его в магазин, ближайший гастроном № 40, за маслом и сыром. В очереди его узнала женщина: «Я этого мальчика вчера по телевизору видела!» Первый автограф Саша давал на коричневой бумаге, в которую была завернута колбаса.
После школы Александр поступил в Щукинское театральное училище на курс Анатолия Ивановича Борисова.
Во время учебы ему выпала еще одна роль в заметном фильме «Всадник без головы». Там Александр сыграл этого самого всадника, — Генри Пойндекстера. В этой истории есть одно мистическое обстоятельство. В фильме «Всадник без головы» актер Милокостый фактически сыграл роль трупа, привязанного к мустангу. И в жизни затем ему пришлось сыграть этот же образ. Слава Богу, что только сыграть.
На съемках кубинец Роландо Диас Рейес — он консультировал фильм и еще майора играл, учил Александра правильно выхватывать кольт. Он был директором родео на Кубе, сам сражался в дуэлях… Саша научился и кольт выхватывать мгновенно, и красиво убирать, и жонглировать. Милокостый подружился с Энрике Сантиэстебаном, который учил его верховой езде.
Александр снялся в роли пограничника в фильме «Гранитные острова». Режиссером был Борис Дуров, который впоследствии снял «Пиратов XX века». У актера фильмография невелика: «Повесть о человеческом сердце», «Мелодия на два голоса», «Испанская актриса для русского министра», «Железный занавес».
С кино у Милокостого не заладилась. Сначала не отпускали на съемки из Щукинского училища, — там с этим было строго. Потом Милокостый попал в Московский областной драматический театр. На нем держался репертуар. Милокостый играл ведущие роли — Хлестакова в «Ревизоре», князя Шаховского в «Царе Федоре Иоанновиче».
У театра не было своей площадки, только репетиционная база, потому труппа больше полугода проводила на гастролях. Сначала предложения от кино сыпались дождем, но Милокостый постоянно отсутствовал в городе. Не срослось раз — другой и молодого актера оставили в покое.
В 1989 году Милокостый ушел из театра и занялся бизнесом. Он возглавлял фирму по ремонту квартир и отделке офисов. Был заведующим хозяйством Генерального консульства России в Кракове, заместителем председателя комитета по связям со средствами массовой информации в Федерации комплексного единоборства России.
На отдыхе в Пицунде Александр познакомился с врачом-гинекологом Натальей. Когда они поженились, он удочерил ее дочь Катю.
В 1997 году Александр попал под пристальное внимание журналистов и МУРа. Жена, с которой актер прожил тринадцать лет, «заказала» убийство мужа, когда он объявил, что встретил другую женщину. Супруги собирались разводиться.
У Милокостого была трехкомнатная квартира на улице Академика Петровского, приватизированная на его имя. У жены были две комнаты у Никитских Ворот в коммуналке, которые она продала. Вырученных денег вполне хватало на «двушку» в хорошем районе, но женщина решила «раскрутиться» и вложила средства в финансовую пирамиду, конечно, прогорела.
«Проживая с Милокостым в одной квартире на улице Академика Петровского, 43-летняя врач-гинеколог Центрального дома матери и ребенка решила стать единоличной обладательницей жилья. Для этого надо было навсегда избавиться от супруга, который пребывал в последнее время в состоянии творческого кризиса и нигде не снимался…»
Жена актера действовала незамысловато. Нашла двух безработных супругов, которым предложила 5 000 долларов. Согласно плану, — мужа должны были подкараулить в подъезде, после чего все можно будет списать на разбойное нападение. «Киллеры» же решили работать по-своему и наняли случайного бомжа. По задумке «киллеров» и супруги Натальи нужно было поздно вечером, когда Милокостый будет возвращаться с праздника в Щукинском училище, посвященного двадцатилетию выпуска, напасть на него.
Милокостый, кстати, однажды встретил этого бомжа на лестничной площадке. Собака Милокостого — Герда, почуяв незнакомца, подходила к входной двери и лаяла, поэтому Александр вышел на лестничную площадку и попросил по-человечески: «Дружище, собака лает, спустись на один пролет — и она лаять перестанет!» Тот что-то буркнул, ушел. Александр тогда подумал: у всех по-разному судьба складывается, что, я бомжа буду вышибать пинками из подъезда, может он на улице замерзнет?
После этого бомж пришел в МУР и сказал: «Не могу я этого артиста убивать!» Подельники требовали результата. Бомж побоялся убивать и пошел в милицию доносить на подельников. По счастливой случайности, убийство было предотвращено. Подельников задержали прямо во дворе их дома на 2-й Владимирской улице. Жену артиста повязали чуть позже в злополучной квартире. Наталья пересчитывала деньги, чтобы отдать оставшиеся 50% исполнителям. Ей было объявлено, что «дело сделано». Милокостый двое суток ночевал во втором отделе МУРа, находился под прикрытием.
Шокированный Александр долго не мог поверить, что это дело рук жены Натальи, пока не прослушал запись, сделанную с домашнего телефона. Телефон поставили на прослушку в день признания бомжа в милиции.
В диктофонной записи жена по телефону гневно сказала подельникам: «Ну и где был ваш киллер? Он вчера пришел в три часа ночи! Пьяный! Вот надо было как раз убивать!» Дело получило большой резонанс, Наталья была известным в Москве гинекологом.
Александр в семейной жизни потерпел фиаско. Он мечтал о большой семье, где будет много детей. Представлял, что дружная семья будет собираться за круглым столом, в центре которого обязательно будет супница. Супница ассоциировалась у него с большой счастливой семьей.
Но не сложилось. Наталья помогала всем, кто хотел иметь детей, а вот в браке с Александром не хотела рожать. Забеременев, сделала аборт. Александру Наталья сказала: «У тебя часто гастроли, тебя вечно нет. Если бы ты знал, как я с Катей намучилась! И сейчас еще второй!»
Следующий брак с новой избранницей — Мариной тоже не был счастливым. Влюбленные даже обвенчались. Марина забеременела и Милокостый с волнением ждал первенца. Ребенок родился раньше срока и прожил всего два дня. С Мариной они вскоре расстались.
Сейчас Александр Викторович работает заместителем директора проектно-изыскательского научно-исследовательского института промышленного транспорта. И, наконец, счастлив в браке с женой Гулей. Своих детей у Милокостого нет, о чем он очень сожалеет.
Каждый год Александр Викторович поздравляет своего спасителя — Игоря Викторовича Губанова, бывшего начальника второго «убойного» отдела МУРа, с профессиональным праздником. Благодаря Губанову удалось предотвратить смерть Милокостого.