Лазарь Модель: Памяти писателя Марка Алданова. Вождь революции (Часть 1-я)
ТЫ ЗА БЕЛЫХ АЛЬ ЗА КРАСНЫХ?
– Скажи, а ты помнишь про революцию-то?
– Ну… Конечно… Само собой…
Голос отвечающего звучит так уверенно, немного с хрипотцой, что создается впечатление, будто он лично в ней участвовал. Или переместился сюда из ПРОШЛОГО.
Увы, так проходят все наши споры о политике, прошлом нашего государства, революции и т. д., и т. д.
Вспоминается фильм о Чапаеве, где главную роль прекрасно сыграл Бабочкин. Откуда помнится один диалог.
– Василий Иванович, а ты за белых, аль за красных?
«Чапай» задумывается, и отвечает:
– Я … за ИНТЕРНАЦИОНАЛ!
– А за какой ты ИНТЕРНАЦИОНАЛ?
Ну надо же было Фурманову влезть с этим уточнением.
– А Ленин за какой? – нашелся, что ответить Василий Иванович.
– За III. Он его и создал, – говорит Фурманов.
– Вот и я за него …
Такой прелюбопытнейший диалог из фильма (очень хорошего, по-настоящему хорошего!) про революцию. Диалог, говорящий о многом, и из которого можно сделать вывод: если сами участники революции не очень-то понимали ее суть, то что уж говорить о нас смертных, живущих веком позже.
И самое интересное, что то, чему нас учили в школе, оказалось впоследствии совсем иным. Скажем, Василий Иванович Чапаев не имел никакого отношения к кавалерии, командовал не слишком большим отрядом, да еще проявлял «интерес» к жене Фурманова.
Поэтому, вспоминая прошлое и думая сегодня о светлом завтра, задаешься вопросом: для чего спорить о том, что лучше – социализм или капитализм, – если современный человек, не только молодой, а и среднего возраста, просто не имеет представления об этих понятиях, которым учили со школьных времен только в СССР, не говоря уже о том, что в истинной экономике, в отличие от идеологии, существует, по сути, лишь понятие рентабельности и прибыльности производства, независимо от формы собственности, которая в любом «изме» бывает разной.
А потому возникает еще один важный вопрос: «Почему за годы советской власти, когда было сделано очень и очень много в плане развития государства, развития интеллекта народа, его грамотности, поднятия уровня жизни, победы над фашизмом (!) и прочее, прочее, страна в итоге оказалась не рентабельной в экономическом плане, по крайней мере, не такой прибыльной, как этого хотелось и как это задумывалось?»
И кто был виноват в том, что, например, кулаков (настоящих тружеников села) назвали эксплуататорами и сослали на Соловки, что НЭП не успел зародиться, как его тут же прижали «к ногтю», а крестьян, которым обещали землю (ведь большая часть солдат, пошедших за большевиками, были именно из крестьян), на самом деле после гражданской войны согнали в колхозы, отобрав паспорта.
И когда задумываешься об этом, невольно зарождается мысль, не было ли в деятельности вождей революции «личностного» начала, а именно, не боролись ли они за власть, забывая о государстве, не было ли желания получить эту власть любым путем, а все остальное выбрасывалось в корзину, и не сказывалось ли на ход истории «роль личности»?
О личностях в истории писал в своих эссе замечательный и незаслуженно забытый писатель Марк Алданов, который не принял революцию из-за ее жестокости, ее крови, убийств, репрессий, эмигрировав за границу и став там весьма популярным писателем в среде эмиграции.
Более того, в своих исторических романах он часто писал как раз о вождях революции, что особенно любопытно, поскольку сам был современником революции.
Об Алданове как о писателе и человеке говорить и просто, и сложно одновременно. Так иногда бывает. Если человек много пишет, его все знают, знают самого, его творчество, однако, при этом он настолько самобытен, настолько не любит дешевой популярности, примитивной известности, что жизнь его, душа его, оказываются скрыты от постороннего, любопытного взора, но не потому, что ему есть что скрывать, а потому, что он не любит этих посторонних глаз, не любит, когда ему «лезут в душу».
Не желая повторять того, что уже было сказано об этом интересном человеке, дадим то, что говорится о нем в Энциклопедии «Кругосвет» на одноименном сайте.
КОРОТКО О ЖИЗНИ ((Из энциклопедии КРУГОСВЕТ)
Алданов, Марк Александрович (настоящая фамилия – Ландау) (1886–1957), русский писатель.
Родился 26 октября (7 ноября) 1886 г. в Киеве. Окончил физико-математический и юридический факультеты Киевского университета.
Был незаурядным химиком, известен работами в этой области. Дебютировал в 1915 критическим этюдом «Толстой и Роллан», который думал превратить в большое исследование (рукопись второй части погибла в годы Гражданской войны).
Как секретарь антибольшевистского Союза возрождения России в 1918 посетил ряд европейских столиц с целью добиться реальной помощи для борьбы против новой власти.
В марте 1919-го эмигрировал, обосновался в Париже (в 1922–1924 жил в Берлине, редактировал воскресное приложение к газете «Дни»).
Начиная с 1921-го Алданов был постоянным автором журнала «Современные записки», где впервые увидели свет все основные художественные произведения, созданные им до Второй мировой войны.
Согласно замыслу автора, они образуют два цикла: тетралогию о Французской революции и наполеоновской эпохе «Мыслитель» (названа по имени одной из химер собора Парижской Богоматери; включает повесть «Святая Елена, маленький остров», 1921, романы «Девятое термидора», 1923, «Чертов мост», 1925, «Заговор», 1926) и трилогию, действие которой происходит в канун и вскоре после русской революции 1917 («Ключ», 1929, «Бегство», 1930, «Пещера», 1934). Впоследствии оба эти цикла были дополнены рядом произведений на материале русской и европейской истории, от воцарения Екатерины II (повесть «Пуншевая водка», 1938) до восстания в советской зоне оккупированного Берлина летом 1953 (роман «Бред», 1955).
Алданов стремился показать ключевую роль случая в событиях, изменяющих облик мира и воздействующих на судьбы целых поколений. Событие, согласно Алданову, возникает как бы самопроизвольно, вопреки логике вещей и вне зависимости от субъективных побуждений его участников, однако, даже повторяясь, оно не становится поучительным опытом: из века в век человечество совершает одни и те же ошибки. В каждом романе Алданова наряду с вымышленными героями появляются многие прославленные в истории лица (среди тех, кто описан в тетралогии, – Павел I, Александр I, Суворов, Робеспьер, Нельсон, Талейран; в трилогии перед читателем проходят многие общественные деятели и люди искусства, оставившие след в жизни предреволюционной и пореволюционной России).
Перебравшись в США вскоре после начала Второй мировой войны (он вернулся во Францию в 1947), Алданов много сил отдал «Новому журналу», основанному им вместе с М.О. Цетлиным и М.М. Карповичем. В этом журнале, перенявшем от «Современных записок» статус главного русского литературного издания за рубежами России, с 1943 печатался роман Алданова Истоки (отд. издание 1950), посвященный пореформенной России, когда политика Александра II и его правительства, по мнению Алданова, дала империи реальный, но упущенный шанс вступить на путь демократического развития. Алданов прослеживает истоки русской трагедии, которую затем описывает в романе Самоубийство (отд. издание 1958), воссоздающем переворот, совершенный под руководством Ленина.
В американский период творчества Алданов часто обращается к жанрам исторического портрета, описывая ярких деятелей рубежа 18–19 вв., а также современных политиков (Ф. Карно, Гитлера, Сталина) либо пользующиеся недоброй известностью фигуры новейшей истории (Азеф, Мата Хари). Тогда же им был задуман трактат «Ульмская ночь. Философия случая» (1953), где опровергается идея прогресса в истории, как и возможности установить некие законы, которые направляют ее ход.
Наиболее значительным произведением последних лет стала «Повесть о смерти» (1953), в которой воссоздана история последних лет жизни О. Бальзака, а главным событием, к которому стягиваются разные линии повествования, является февральская революция 1848. Алданов остался верен своему представлению о том, что суд историков всегда пристрастен, так как «нельзя расценивать несоизмеримое: легенду, террор, победы, разорение, политические приобретения, число человеческих жертв». Невозможна и объективная реконструкция важнейших событий частной жизни (смерть Бальзака показана через свидетельства разных лиц, представая то героической, то отталкивающей); тем более несостоятельны попытки жестко логичной интерпретации побудительных мотивов и объективных итогов деятельности выдающегося человека.
Умер Алданов в Ницце 25 февраля 1957.
Конечно ни в короткой биографии, ни в коротком рассказе о творчестве писателя не расскажешь, как на самом деле не проста была его жизнь, как во время войны он должен был бежать, будучи евреем, от гитлеровцев, перебравшись в другую страну, как уехал позднее в Америку (ведь везде надо было обосновываться по новой, начинать новую жизнь, обустраивая быт, снимать жилье, начинать снова где-то работать, зарабатывая себе на элементарное существование).
Не расскажешь ни об его хороших отношениях с Ходасевичем, вместе с которым работал в журнале, ни о его близком знакомстве с Набоковым, Буниным, не расскажешь о том, как Алданов, занимаясь серьезными техническими исследованиями, стал писателем, и не просто писателем, а литератором, занимающимся исторической прозой, что достаточно редко.
Все это волей-неволей остается за кадром его жизни. Поэтому остановимся лучше на творчестве писателя, а конкретно на том, с чего мы начали наш разговор, на роли личности в истории, точнее, на характеристике вождя революции устами писателя Марка Алданова.
Итак, разговор о главной фигуре революции – Владимире Ильиче Ленине (самом человечном человеке, «Мы говорим партия, подразумеваем Ленин. Мы говорим Ленин, подразумеваем партия»).
Лазарь Модель.