ПРОЕКТ: Я ВАМ ПИШУ

Самобытный талант живописца Павла Филонова

Павел Николаевич Филонов (1883-1941) — выдающийся российский художник — авангардист, основатель и теоретик аналитического искусства.

В своём творчестве мастер не стремился воздействовать на зрителя с помощью чувств. Напротив, он погружается в анализ изображаемого предмета, но это не раскрывает его сути. Художник разлагает мир на составные первоэлементы и, пропуская их через увеличительное стекло аналитического взгляда, синтезирует в сложные образы.

Все его картины сложны, многозначны и наполнены глубочайшим символическим смыслом.

Реальный мир в произведениях художника зашифрован, все предметы превращаются в знаки, которые необходимо угадать.

Главный смысл своего творчества Филонов видел в пророчестве, ярким свидетельством которого является его знаменитая картина «Пир королей» (1913).

На полотне изображены 11 фигур, среди них — одна женщина. Её руки застыли в жесте, который повторяет находящийся под столом шут. Короли, расположенные слева и справа от неё, воспроизводят известный жест властителя, часто использовавшийся немецким фюрером и масонскими магистрами. Жест женщины более загадочен. Возможно, он намекает на некое глубинное прозрение, указывающее на приход нового Царя миров.

Поэт Владимир Хлебников, один из немногих друзей Филонова, считал, что на этом грандиозном полотне художник изобразил «пир трупов, пир мести».

Известный художник Олег Покровский, неоднократно беседовавший с Филоновым, также разделял это мнение. В своих воспоминаниях он писал: «Перед моими глазами была картина… Огромный холст занимал почти всю стену. Кроваво — красные тона цвета запекшейся крови и разложения. В темном и глубоком подземелье, вокруг стола — жертвенника, застыли деспоты — короли смерти. Короли, вершившие мрачный обряд тризны по самим себе. Власть самодовлеющая и беспомощная, потерявшая свой смысл и свою цель. Традиция владычества, тоже умирающая.»

В картине мастера, отвергавшего кубизм, тем не менее, прослеживается некая сакральная геометризация, проявляющаяся в положении тел, рук, направлении взглядов, застывших движений.

Накартине Филонова не все короли мертвы. При внимательном рассмотрении мы можем увидеть только две мертвые фигуры. Зрителю может догадаться, что когда-то все короли, пришедшие на пир, были живы.

Филонов демонстрирует неизбежность смерти каждого из них. Короли теряют силу и умирают, так как больше никто не приносит им жертв. При изучении застывших, оцепеневших фигур создаётся впечатление, что взгляды королей наполнены ожиданием нового пришельца.

На пире Филонова все элементы находятся в стадии распада, что даёт основание говорить об окончании цикла и об упадке современного мира. Эпоха Рыб завершена, и вместе с ней уходит её главный символ — милосердие. Наступает судный день искусства — время, когда человек обрекается на существование в мире духовного разложения.

Но жизнь продолжается, и бронзовый век грядущих новых героев не за горами.

Другие картины живописца Павла Филонова

Вера Золотова.

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

You may also like

Leave a reply