Музыка

Сенсационная постановка БТ: Малоизвестную оперу Чайковского «Чародейка» поставил Большой театр

Анна Нечаева в роли Кумы

МОСКВА, 24 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/.

В это трудно поверить, но оказывается до сих пор в наследии великого русского композитора Петра Ильича Чайковского есть сочинения, малоизвестные широкой публике. К их числу принадлежит редко исполняемая опера «Чародейка», которую под занавес нынешнего сезона на своей исторической сцене поставил Большой театр. Премьерные показы пройдут с 26 июня по 1 июля. Генеральная репетиция полузабытого шедевра, состоявшаяся в минувшую субботу, собрала сумасшедший аншлаг и завершилась 10-минутной овацией.

Не исключено, что многие зрители были привлечены именем Чайковского. Согласно расхожему мнению, этот композитор просто не мог написать плохую музыку. Между тем «Чародейку» принято считать малоудачной оперой великого мастера. Сам же он был уверен в обратном. «Никогда с таким старанием я не работал, как над «Чародейкой», — признавался Чайковский и с надеждой добавлял: «Я знаю, что когда-нибудь она свое возьмет».

Сюжетом для оперы послужила трагедия известного драматурга Х1Х века Ипполита Шпажинского. Основанная на древнем нижегородском предании, она рассказывает о хозяйке заезжего двора Настасье, прозванной Кумой. Никто не может устоять от ее чар. И даже местный суровый князь. О влюбленности мужа узнает супруга, а потом и сын князя — молодой княжич, который решает убить Куму. Но увидев ее, сам влюбляется до беспамятства, и чувство это оказывается взаимным. Мстить за мужа и сына берется княгиня, которая ради чести рода готова пойти даже на преступление. Отравив Настасью ядовитым питьем, она, однако, не добивается счастья. Более того, она в одночасье теряет всю свою семью: муж из ревности убивает сына-соперника, а сам лишается рассудка.

Вот такая лихо закрученная интрига, которая, впрочем, ничуть не облегчила путь оперы к зрителям. Работа над «Чародейкой» была закончена весной 1887 года. Премьера состоялась в Мариинском театре 20 октября того же года под управлением автора и имела успех. Однако в Петербурге она продержалась лишь до конца сезона и была снята с репертуара. В Большом театре ее и вовсе показали только один раз — 2 февраля 1890 года.

Вторая постановка «Чародейки» в Большом театре состоялась уже после смерти Чайковского — в 1916 году. Ее инициатором выступил дирижер Вячеслав Сук. Тот спектакль выдержал 16 представлений. И, наконец, третью и самую заметную постановку «Чародейки» Большой театр осуществил в 1958 году. Дирижером-постановщиком был тогда молодой Евгений Светланов, режиссером — маститый Леонид Баратов, а декорации создавались по эскизам народного художника СССР Федора Федоровского. Спектакль прошел 49 раз и находился в репертуаре до 1965 года.

Вот и вся небогатая история «Чародейки» в Большом. Возродить недооцененный шедевр уже в ХХ1 веке взялась на прославленных подмостках весьма примечательная постановочная команда. Возглавил ее маэстро Александр Лазарев. Он долгие годы был связан с ГАБТом, где с 1987 по 1995 год был художественным руководителем, а ныне вернулся сюда в качестве приглашенного дирижера. И с конкретным предложением — непременно поставить «Чародейку». Эту оперу, наделенную шекспировскими страстями и потрясающую в музыкальном отношении, маэстро считает «очень благодатной для оперной труппы Большого театра».

Оформил спектакль народный художник СССР Валерий Левенталь. Он служил в Большом в течение тридцати лет / восемь из них на посту главного художника/ и внес огромную лепту в создание золотого репертуарного фонда театра — как оперного, так и балетного.

Режиссер спектакля — народный артист России Александр Титель. Более 20 лет он руководит оперной труппой Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, однако сумел неоднократно потрудиться и на пользу Большого театра.

Вместе это постановочное трио собирается уже не впервые. В 1990 году Лазарев, Титель и Левенталь выпустили в Большом премьеру опять-таки не самого популярного произведения музыкальной классики — оперу «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова. Их ждал успех. Этот яркий, сказочный спектакль любила публика в Москве и одобрили зрители на Эдинбургском фестивале.

Кстати, о новой работе творческого триумвирата уже начинает складывается коллективное мнение. Так, после генеральной репетиции в интервью ИТАР-ТАСС академик Российской академии художеств Виктор Ванслов сказал, что хорошо помнит «Чародейку» пятидесятилетней давности. «Нынешний спектакль — не вымученная и надуманная модернизация, а подлинная современность, соответствующая музыке и сути произведения», — поделился своим впечатлением академик.

«Лазареву — браво! Оркестр великолепен! — не скрывая эмоций, восклицал ведущий солист Московского театра оперетты, народный артист России Юрий Веденеев. — А вот певцы вызывают меньше восторгов. На мой взгляд, они должны больше выкладываться, наполняя собой и своими голосами довольно статичное действо».

Что же касается самих исполнителей, то один из участников спектакля, знаменитый бас Владимир Маторин признал, что «постановка трудная, она должна дозреть и пройти испытание публикой». Но по словам певца, его радует, что Большой театр возвращает в свой репертуар русскую оперную классику. И он очень надеется, что «Чародейка» станет украшением афиши ГАБТа.

Генеральная репетиция оперы «Чародейка» в Большом театре

Сцена из оперы

Владислав Сулимский в роли Князя, Вячеслав Почапский в роли Старого Дьяка и Анна Нечаева в роли Кумы (слева направо)

Владислав Сулимский в роли Князя (слева), Вячеслав Почапский в роли Старого Дьяка (в центре) и Анна Нечаева в роли Кумы (справа)

Новость в Интернете

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

Вам понравится

Смотрят также:Музыка

Оставить комментарий