«Старый солдат» — На 77-м году жизни умер Михаил Козаков
Михаил Козаков. Кадр «Первого канала»
«Лучше всех меня определил один ныне покойный критик. Он назвал меня характерным героем. И все», — так примерно год назад в передаче «Временно доступен» Михаил Козаков охарактеризовал себя. Спустя совсем немного времени после записи этой программы стало известно, что у актера рак легких, причем врачи сразу же заявили, что неоперабельный. Козаков уехал лечиться (на самом деле, конечно, умирать) в Израиль, где 22 апреля 2011 года в возрасте 76 лет скончался.
Актер театра и кино, режиссер и просто красивый мужчина Михаил Козаков был родом из Ленинграда, из хорошей интеллигентной семьи. С самого начала казалось, что карьера в кино будущему актеру и режиссеру заказана — его мать дважды арестовывали в 1938-м и в 1948-м. Но по окончании школы в 1952 году Михаил поступил в школу-студию МХАТ, где его педагогом стал не кто иной, как Олег Ефремов, с которым Козаков сохранил теплые отношения на всю жизнь.
Спустя всего два года к молодому Козакову пришла всесоюзная слава — на экраны вышел фильм «Убийство на улице Данте». Женщины по всему Союзу разом влюбились в этого красивого, статного молодого человека с правильными чертами лица, к тому же исполнившего на экране роль негодяя (по сюжету фильма герой Козакова Шарль Тибо убивает собственную мать). Параллельно с кинокарьерой Козаков начинает карьеру в театре — и тоже, надо сказать, довольно незаурядно: в том же 1956 году в театре Маяковского он играет Гамлета.
В кино Козаков на несколько лет становится заложником образа Тибо: ему дают играть исключительно привлекательных злодеев — это и поручик Валериан Оноли из «Восемнадцатого года» (фильм 1958 года, вторая часть экранизации «Хождения по мукам» Алексея Толстого), и ротмистр Черемисов из «Золотого эшелона» (1959), и гауптман Заугель из «Вдали от Родины» (1960), и, конечно же, хрестоматийный влюбленный подлец Педро Зуриту из «Человека-Амфибии» (1961). Очень скоро режиссеры, правда, понимают, что лучше иметь такую харизму на стороне добра, и Михаил Козаков начинает играть положительных персонажей.
Все 1960-е годы он снимается с перерывами по нескольку лет. Задержки вызваны его переходом в театр «Современник». Именно здесь он создает одни из своих самых ярких образов — Сирано де Бержерака в одноименном спектакле его учителя Олега Ефремова и Камергера в «Голом короле» Евгения Шварца. Следующие 10 лет, однако, для Козакова как театрального актера выдались непростыми: в это время он метался между театрами — сначала из «Современника» вслед за своим учителем ушел во МХАТ, а оттуда — в Театр на Малой Бронной к Анатолию Эфросу. У него Козаков в 1973 году сыграет Дон-Жуана.
Несмотря на сумбур в театральной жизни (а скорее, даже благодаря ему), в это же время у Козакова выходят прекрасные фильмы. В 1974 году он играет виконта де Розальба в «Укрощении строптивой». В 1975 году в прокат выходит легендарная «Здравствуйте, я ваша тетя», в которой Козаков играет не главную, но от этого не менее замечательную роль полковника Чеснея, сразившего зрителя проникновенной фразой «Я — старый солдат, и не знаю слов любви». Стоит ли говорить, что одной этой фразы, наивной и смешной, было бы достаточно, чтобы Михаил Козаков навсегда остался в нашей памяти. В 1978 году Козаков демонстрирует новую грань своего таланта, режиссерскую: он снимает «Безымянную звезду», а в 1982 году — «Покровские ворота», немедленно ставшие классикой и разлетевшиеся на цитаты.
В начале 1990-х Козаков попытался уехать жить в Израиль, даже продержался там пять лет, но в 1996-м вернулся. Почему, он так толком никогда и не объяснил. При этом, даже будучи за границей, он не забывал кинематограф, и, в отличие от многих коллег, которых лихие годы застали врасплох, продолжал активно сниматься. Козаков всегда серьезно, пусть и не всегда однозначно, относился к профессии актера — он работал до самого последнего времени, когда уже плохо видел и с трудом говорил. В его последней работе — фильме «Любовь-морковь 3», где он исполнил доктора Когана, — роль за него пришлось озвучивать сыну.
Всю свою жизнь Козаков отдал театру и кино, но так до конца жизни и не избавился от сомнений в правильности выбора — типичная трудность талантливых во всем людей. «Главная борьба, которая происходит у меня всю жизнь, — это борьба с самим собой. Иногда руки опускаются, иногда думаешь: «А чем я вообще занимаюсь, что это за профессия?». И с годами это все больше и больше, поверьте мне», — любил говорить он на встречах со зрителями.
Михаил Козаков был неоднозначной, порой даже противоречивой личностью — тот редкий случай, когда актер оказывается сложнее героев, которых играет — и это его необычайное качество проявлялось во всем. Он не был простым человеком, но несмотря на многочисленные премии и награды (в том числе две премии КГБ, одна из которых досталась ему за роль Дзержинского в «Государственной границе»), жил в однокомнатной квартире в Москве. Он не считал себя ловеласом, но был женат пять раз и имел пятерых детей. Последний развод с женой, которая была младше него на полвека, состоялся в 2010 году — как раз когда Козаков решил уехать умирать к детям в Израиль.
Все это, однако, не имеет значения. Великий актер имеет право быть неоднозначным в глазах друзей, родственников, коллег, а его личная жизнь тем более не должна волновать сторонних людей. Мы же, простые зрители, по-прежнему будем улыбаться «старому солдату, который не знает слов любви». Правда, теперь эта улыбка будет грустной.
Андрей Коняев
Новость в Интернете