Юрий Павлович Анненков
«Чтобы одному человеку столько талантов дано!» — завидовали ему коллеги — художники, поэты, писатели, кинематографисты. Потому что Юрий Анненков был не в последнюю очередь талантливым поэтом, писателем, кинематографистом, но в первую очередь — художником, графиком чьи работы знают даже те, кто никаких графиков не знает.
И все же главным талантом в нем было его неиссякаемое жизнелюбие.
«Жизнь ему вкусна, – писал о нем Корней Чуковский. – Любят его все очень, зовут Юрочкой».
Юрий Павлович Анненков (1889-1974)
Автопортрет, 1920-е годы.
Он был рожден с добрым солнцем внутри, но в детстве мечтал стать революционером, как весь анненковский род. Его дальним родственником , был тот самый декабрист Иван Александрович Анненков (1802-1878) , чья романтическая история любви с француженкой Полиной Гёбль/Просковья Егоровна Анненкова (1800-1876), отправившейся вслед за женихом на каторгу в Сибирь, была воспета не одним романистом.
Ту же судьбу повторил и его отец, Павел Семенович Анненков, который был народовольцем, по счастливой случайности избежал повешения, прошел через сибирскую каторгу, а когда ее заменили ссылкой в Петропавловск Акмолинской области (Ныне Казахстан), к нему приехала жена, и там в 1889 году у них родился сын Юрий.
*Кстати будучи большим мистификатором, в своих автобиографиях художник указывал местом рождения Петропавловск-Камчатский.
Отец художника — Анненков Павел Семенович, в юности состоял в террористической организации «Народной воли», совершившей убийство Александра II. Был арестован,но избежал повешения,отделавшись каторгой и ссылкой. Фото 1890-е годы.
Мать художника — Зинаида Александровна Анненкова ( в девичестве — Макова) Фото 1885 г.
Юре было 4 года, когда семье разрешили переехать в Самару, где Павел Анненков познакомился с семьей Ульяновых, и с тех пор у них с Владимиром Лениным завязалась переписка.
Когда Юре исполнилось 6 лет, Анненковы перебрались в Санкт Петербург, где глава семейства, благодаря связям с бывшими соратниками по подполью, а ныне высокими чиновниками,возглавил крупное страховое общество, имевшее отделения в самых захолустных углах империи, разбогател и обзавелся прекрасным имением в финляндском местечке Куоккала (ныне Репино).
Дача Анненковых находилась недалеко от имения И. Е. Репина «Пеннаты». С детства окруженный творческими людьми, будущий художник рано увлекся рисованием. Познакомился с Репиным, считал его своим учителем. По словам самого Анненкова, он «был очень близок с ним, несмотря на разницу в возрасте» и даже сделал с него несколько портретных зарисовок. В 1905 Репин, увидев портретный набросок Анненкова с писателя Е. Чирикова, сказал, погладив его по голове: «Ты будешь крепким портретистом…, если не собьешься с дороги».
В 1906 г. Анненкова исключили из казенной гимназии за «политическую неблагонадежность», выразившуюся в карикатурах для ученического нелегального журнала. Это, правда, не помешало ему получить аттестат зрелости и в 1908 г. поступить на юридический факультет Петербургского университета.
На экзамене на школьный аттестат Юрий завалил математику. Зато блеснул стихотворным переводом с латыни перед председателем экзаменационной комиссии поэтом Иннокентием Анненским, который велел исправить «неуд» на тройку с минусом. В результате Анненков смог поступить на юрфак в Петербургский университет. 1908 год.
Юра поступил на юрфак,хотя не собирался становится юристом:просто вся талантливая молодежь тогда училась там.Он посещал рисовальные классы Зайденберга, где учился и Марк Шагал. Брал частные уроки у знаменитого профессора Академии Яна Ционглинского, стяжавшего в столице славу «первого русского импрессиониста» Цонглинский прозвал его «Малявиным в студенческой тужурке» и дал оригинальный совет — плюнуть на Академию — и на юрфак тоже и отправляться во Францию.
В Париж он прибыл весной 1911 года. Снимал ателье на улице Кампань-Премьер и посещал знаменитые художественные академии.Очарованный городом любви веселый и общительный петербуржец пил в уютных кабачках и соблазнял парижанок,в честь которых потом писал стихи. Но при всем при этом молодой повеса умудрялся много работать, постоянно рисовать. В Петербург он вернулся мастером ,виртуозно владеющим разнообразными «измами» от импрессионизма до сюрреализма и кубизма, а его бесподобное кубическое полотно «Адам и Ева» хранящиеся ныне в Третьяковской галерее.
О личной жизни писателя
.