Дайджест №63: Хаббл, Параллакс, Звёзды, Циолковский 17.05.2021-23.05.2021

На расстоянии более половины возраста текущей вселенной в скоплении MACS J11492223 была обнаружена синяя звезда, которую назвали Икаром. Она является самой далёкой индивидуальной звездой из всех, когда-либо обнаруженных. Обычно светимость звёзд слишком слаба для того, чтобы была возможность их рассмотреть даже с помощью самых больших телескопов в мире.

Но благодаря природному феномену, способному усиливать слабые сигналы звёзд, космический телескоп Хаббл смог точно определить эту далёкую звезду и установить новый рекорд расстояния. Звезда Икар была также использована для проверки одной теории тёмной материи и для исследования структуру группы галактик, находящейся на переднем плане относительно звезды для наблюдателя с Земли.

Эта звезда укрывается в очень далёкой спиральной галактике. Расстояние до не настолько велико, что свету от звезды потребовалось целых девять миллиардов лет для того, чтобы достигнуть Земли. Получается, что свет, который мы сейчас наблюдаем, был испущен звездой.

Параллакс: история, подробно

Параллакс: история, подробно. С другой стороны, александрийский астроном Клавдий Птолемей (100-170 годы нашей эры) полагал, что расстояние до Луны зависит от е фаз. Это говорит о больших разногласиях среди астрономов Древнего мира по поводу оценок параллаксов Луны и Солнца.

Позже ошибка Птолемея о зависимости размера параллакса Луны от е фаз стала одним из основных объектом критики птолемеевской системы мира. Так юный Николай Коперник (1473-1543 годы нашей эры) во время учебы в Италии проводил измерения параллакса Луны вместе со своим учителем Новарой.

Наблюдения положения Луны во время затмения яркой звезды Альдебаран из Болоньи 9 марта 1497 года показали, что параллакс Луны не зависит от е фазы. В последующие века началось широкое использование одновременных наблюдений из северного и южного полушария для точного измерения параллаксов Луны, Солнца и Марса.

Именно Циолковский создал первую в СССР

Именно Циолковский создал первую в СССР аэродинамическую трубу, сделав тем самым огромный вклад в развитие авиации.

Астрономы при помощи наземных и космических телескопов

Астрономы при помощи наземных и космических телескопов обнаружили два кандидата в двойные квазары, которые существовали во времена, когда возраст Вселенной составлял три миллиарда лет. Статья опубликована в журнале Nature.

Значение красного смещения для J07492255 составило 2,17, а для J08414825 2,95, что означает, что квазары существовали, когда возраст Вселенной составлял около 3 миллиардов лет.

В случае J08414825 астрономам удалось оценить расстояние между квазарами, которое составило 11,4 тысячи световых лет. Ученые отмечают, что существует вероятность того, что мы наблюдаем два изображения одного и того же квазара, созданные гравитационной линзой, находящейся между нами и квазаром, однако она достаточно мала около пяти процентов.

Существует также вероятность того, что это физическая пара квазаров, образованная не в результате слияния двух галактик.

Это инфракрасное изображение

Это инфракрасное изображение, созданное на основании данных, полученных Космическим телескопом Хаббла, проникает глубоко в сердце активной области звездообразования в туманности Лагуна.

На нем запечатлены новорожденные звезды, которые видны на фоне множества звезд дальнего фона, находящихся в направлении на центр нашей Галактики Млечный Путь. Центральная часть этих звездных яслей формируется и получает энергию за счет массивного молодого объекта Гершель 36, который виден как яркая звезда около центра картинки.

Параллакс: история, подробно

Параллакс: история, подробно. Первыми параллакс Луны и Солнца определили древнегреческие астрономы на основе наблюдений лунных затмений, которые позволяли определять параллакс Луны из одного и того же места.

Так древнегреческий астроном Гиппарх Никейский (180-125 годы до нашей эры) в 129 году до нашей эры оценил параллакс Солнца в 7 угловых минут (максимальная величина угла, который неразличим невооруженным глазом). Похожие расчеты выполнил до него другой древнегреческий астроном Аристарх Самосский (310-230 годы до нашей эры).