Дайджест №62: Циолковский, Хаббл, Параллакс, Звёзды, Луна 17.05.2021-23.05.2021

Параллакс: история, подробно. В ходе безуспешных попыток измерить параллакс у звезды Гамма Дракона (Этамин) английский астроном Джеймс Бредли (1692-1762 годы) в 1727 году открыл явление аберрации света, которая вызвана орбитальным движением Земли вокруг Солнца.

Аберрация света представляет собой изменение видимого положения звезд примерно на 50 угловых секунд по причине конечной скорости света (первооткрыватель годичной аберрация определил скорость света в 308 тысяч км в секунду). Одновременно Д.Бредли получил верхний предел для звездных параллаксов в 0.5 угловой секунды.

В своей научно-фантастической повести

В своей научно-фантастической повести На Луне Циолковский писал: Медлить более было нельзя: жара стояла адская по крайней мере, снаружи, в местах освещенных, каменная почва накаливалась до того, что пришлось подвязать под сапоги довольно толстые деревянные дощечки. Второпях мы роняли стеклянную и глиняную посуду, но она не разбивалась так слаба была тяжесть. По признаниям многих, ученый в точности описал лунную атмосферу.

На этом снимке космического телескопа Хаббл

На этом снимке космического телескопа Хаббл можно увидеть туманность NGC 346. Она расположена в Малом Магеллановом, находящемся на расстоянии около 200 тысяч световых лет от Млечного пути. NGC 346 классифицируется как эмиссионная туманность. Мы видим ее благодаря тому, что расположенные внутри туманности молодые и горячие звезды ионизируют окружающие газовые облака, заставляя их светиться в видимой части спектра.

На представленном изображении запечатлена наиболее ценная для астрономов часть туманности. Внутри находится основная часть популяции протозвезд звездных зародышей, которые только формируются из газопылевых облаков. Внутри их еще не зажглись реакции термоядерного синтеза. Наиболее маленькие из этих протовезвезд имеют массу, достигающую всего половины солнечной.

Параллакс: история, подробно

Параллакс: история, подробно. Годичный параллакс (звездный параллакс) даже у ближайших звезд не превышает одной угловой секунды. В связи с этим его измерение стало возможным лишь после изобретения оптических инструментов телескопов. Сама возможность существования этого явления стала причиной принципиальных разногласий между геоцентрической и гелиоцентрической системами мира геоцентрическая система считала, что Солнце обращается вокруг Земли.

В то же время сторонники гелиоцентрической системы в течение почти 2 тысяч лет объясняли ненаблюдаемость звездных параллаксов огромными расстояниями до звезд. Первые попытки измерения звездных параллаксов были предприняты древнегреческим астрономом Аристархом Самосским в 3-ем веке нашей эры (считается, что он первым выдвинул предположения о гелиоцентрической системе мира).

Позже такие попытки были предприняты Н. Коперником, Т. Браге, Г. Галилео, У. Гершелем и т.д. Последний во время попыток обнаружения звездных параллаксов случайно открыл неизвестную планету Солнечной Системы Уран. По иронии судьбы, к тому времени, когда в начале 19 века вс же удалось измерить первые параллаксы звезды, сомнений в справедливости гелиоцентрической системы мира уже не оставалось.

Однажды Циолковский разработал кинетическую теорию

Однажды Циолковский разработал кинетическую теорию газов, после чего узнал, что она уже была открыта 25 годами ранее. Пожалуй, это самый забавный факт в его биографии.

Космический аппарат Perseverance

Космический аппарат Perseverance сделал уникальные снимки на Марсе, на которых запечатлена радуга. Исследователи пояснили, что атмосфера планеты содержит в тысячу раз меньше воды, чем на земле, из-за этого привычная для нас радуга на Марсе появиться не может. Ученые назвали явление пылевой радугой, состоящей из-за преломления лучей света и вызванной мелкими частицами в атмосфере.