Дайджест №76: NASA, Хаббл, Sierra Nevada, Шаровое звездное скопление 17.05.2021-23.05.2021

Обсерватория ALMA впервые напрямую измерила скорость ветров в стратосфере Юпитера. Оказалось, что на экваторе она составляет 600 километров в час, а в полярных регионах планеты доходит до 1450 километров в час. Статья опубликована в журнале Astronomy&Astrophysics.

В отличие от тропосферной системы ветров Юпитера, которая наблюдается в течение нескольких десятилетий и неплохо изучена, стратосферные ветра до недавнего времени представляли загадку для ученых. Структуру и скорости стратосферных ветров практически невозможно изучать в оптическом диапазоне.

Группа планетологов во главе с Тибо Кавалье (Thibault Cavali) из Астрофизической лаборатории в Бордо опубликовала результаты наблюдений за молекулами цианида водорода и угарного газа в стратосфере Юпитера при помощи системы радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), которые проводились в марте 2017 года. Ученые отслеживали допплеровское смещение молекул, чтобы напрямую определить скорость ветров.

Шаровое звездное скопление

Может показаться, что на этой фотографии запечатлено шаровое звездное скопление. Но это не так. На самом деле космическая обсерватория сфотографировала галактику UGC 695.

Она расположена на расстоянии 30 млн световых лет от Млечного пути в созвездии Кита. В кадре также можно увидеть ряд фоновых галактик. UGC 695 классифицируется как галактика с низкой поверхностной яркостью (англ. low-surface-brightness galaxy, LSB galaxy). Такие объекты настолько тусклы, что их яркость меньше, чем фоновая яркость атмосферы Земли. Из-за этого их крайне сложно наблюдать.

Столь низкая яркость LSB-галактик объясняется тем, что они содержат относительно небольшое количество звезд, распределенное на значительной территории. Даже в их центральных регионах не наблюдается повышенной плотности светил.

Как правило, LSB-галактики являются изолированными объектами, расположенными в относительно пустынных регионах Вселенной.

Аккреционный диск подробности

Аккреционный диск подробно. Чаще всего аккреционные диски появляются в тесных двойных системах, в шаровых скоплениях и центральных частях галактик. Очевидно, что подобные области отличаются максимальной плотностью межзвездного газа (пыли) и звезд. Образование диска связано с тем, что вектор скорости падающего вещества направлен не к центру диска, а по касательной к нему.

Компания Sierra Nevada

Несколько лет назад компания Sierra Nevada озвучила возможность проведения спасательной миссии Hubble с использованием многоразового космического корабля Dream Chaser, который должен начать полеты с конца 2021-го. Однако никаких конкретных планов насчет экспедиции к телескопу пока нет, как нет и большой спешки.

В ходе сервисной миссии 2009 года (SM4) телескоп получил не только систему захвата, но также полностью новые аккумуляторы и гироскопы, модернизированную систему ориентации, теплоизоляцию и т. д.

Руководство миссии считает, что с вероятностью 80% бортовая аппаратура сохранит нормальную работоспособность после 2025 года.

Ученые из МГУ астрономического факультета

Ученые из Государственного астрономического института имени Штернберга МГУ нашли еще одно подтверждение существования сильных гравитационных полей во Вселенной. Они обнаружили избыток излучения от некоторых черных дыр. Отчет об их работе опубликован в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Как пояснили в пресс-службе МГУ, вблизи горизонта событий черной дыры возникают условия для формирования пар из электронов и позитронов и их аннигиляции. При столкновении частицы и античастицы могут превращаться в другие частицы, что сопровождается излучением фотонов. Такой эффект называется аннигиляционной линией.

Ученые из МГУ с помощью метода спектрального моделирования () проанализировали широкополосные энергетические спектры пяти черных дыр и обнаружили сильный избыток излучения некоторых из спектров в промежуточном состоянии для всех пяти черных дыр. Этот избыток и был интерпретирован как гравитационно красно-смещённая аннигиляционная линия, сказано в сообщении пресс-службы.

Снимок системы Arp-Madore

Снимок системы Arp-Madore, которая образовалась вследствие лобового столкновения двух галактик. Катастрофа вытянула и растянула газопылевые диски галактик наружу, образуя кольцо интенсивного звездообразования, которое формирует нос и лицо системы. Кольцевые галактики редки, и лишь несколько сотен из них живут в нашем более крупном космическом районе. Для образования кольцевой структуры галактикам нужно столкнуться при правильном угле.

Длина кольцевой структуры составляет более 100 млн световых лет. Предполагается, что полное слияние галактик произойдет через 1-2 млрд лет, после чего кольцо исчезнет.