ПРОЕКТ: Я ВАМ ПИШУ

Герман Арутюнов: ЧАСОСЛОВ БЫТИЯ. Глава 5-я. «Часослов природы. Август. Яблочный Спас.»

Если кто-то думает, что яблоко просто фрукт, плод, то ошибается. В мировой мифологии это символ Истины, философский камень, чаша Грааля, загадочный, в нашем фантастическом представлении «заморский плод», вкусив которого откроешь для себя все тайны бытия. Заморский, потому что наше привычное яблоко, находящееся рядом, назвать чудом или философским камнем, язык не повернется. Да и никто не поверит. То, что рядом, перед глазами, мы обычно не ценим и не считаем чем-то необычным. Вот, если добыть это же самое какими-то неимоверными трудами, например,…сходив за три моря, износив железные сапоги, тогда другое дело…Тогда яблочко становится чудодейственным, необычным, сказочным. Тогда и слагаются про него сказки. Как, например, «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке», в которой говорится-приговаривается:«Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне и города и поля, покажи мне леса, и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку…»Катится яблочко по блюдечку, а на блюдечке все города видны, все луга, и колосья на полях, и корабли на морях, и гор высота, и небес красота…Наливное яблочко – символ августаИ вот это сказочное яблоко - символ августа, символ летней спелости, символ изобилия.На висящие на ветках спелые яблоки радостно смотреть, приятно слышать, как падают созревшие плоды, сладостно вдыхать их запах, а, бережно сорвав, немного подержать в руке. Наслаждение – попробовать первое яблочко августа. Но яблоко и символ чуда, как у костромского самобытного художника Ефима Честнякова в сказке «Чудесное яблоко» и в картине с таким же названием, где яблоко-чудо едва помещается на телеге.
Е. Честняков «Чудесное яблоко»Не груша, не слива, не вишня, а яблоко. Самый вроде бы обычный плод, но имеющий больше всего сортов и видов, самый нежный и самый неприхотливый, самый распространенный, универсальный, подходящий для всего. И для символа рога изобилия, и для раздора, и для открытия закона всемирного тяготения.Наверное, не случайно именно яблоко - символ познания. Змей в раю искушал Еву не чем-нибудь - яблоком…А, поскольку яблоки в основном поспевают в августе, значит именно в августе человечество перестало просто бездумно жить, наслаждаться жизнью, оно захотело познавать, а затем и творить. Красоту, добро и …зло. И троянский царевич Парис, осознавая, какая из трех богинь прекраснее, вручил яблоко богине любви Афродите. Яблоко как будто заново открывает глаза. Вкусив этот плод, человек стал осознавать свои грехи, а потом научился каяться, молиться, то есть встал на путь СПАСения.Именно в августе (обычно 19) яблочный Спас. И в православии в августе именно после яблочного Спаса можно вкушать яблоки. Как будто как раз именно к этому времени человек становится достоин познания. Или природа уже достойна в полной мере дать ему то, что он может познавать…И теперь вываливает на него из рога изобилия все дары урожая, все краски и формы мира, позволяя ему их увидеть, услышать, почувствовать, попробовать, вдохнуть их аромат…То есть и самому яблоку нужна зрелость, и тогда оно достойно вкушения, и для оценки яблока нужна зрелость. Тогда оно даст нам познание, которое нас поднимет… И для этого нам дарован август.Не случайно и то, что яблочный Спас совпадает с большим церковным православным праздником – Преображением Господним. По Евангелию в этот день (19 августа) Иисус Христос возвел на гору Фавор трех своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна. И преобразился перед ними: лик Его просиял, одежды сделались ослепительно белыми, а с небес раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…» Так и природа в августе преображается, через свои многочисленные дары, являя нам всю свою мощь и величие. Таким образом, происходит соединение земного и небесного.А яблоки, освященные в храме в день Преображения, принято называть «спасовскими». Говорят, что они обладают духовной силой и дают просветление, как когда-то явление Христа апостолам на горе Фавор. Вот почему в этот день (19 августа) ходили крестьяне с освященными яблоками в больницы, богадельни и сиротские приюты. Не только просветлять – сами тоже просветлялись, наполнялись благостью, смирением, прощением.
Август. Обряд освящения яблокХотя, конечно, не только яблоки собирают в августе. И ягоды, и грибы, и всякие полезные травы и корешки, и вишни, и сливы, и груши. А еще лен, коноплю, овес, пшеницу. Весь августовский рог изобилия не то что на простую скатерть, но и на скатерть-самобранку не вывалишь, не уместится. Природа, как будто не рассчитав силы, в один раз все выплескивает на человека, только успевай подбирать. И человек разрывается, бежит во все стороны - везде надо успеть, а попробуй, успей…Об этом пишут поэты. Например, в своем цикле «Стихи про двенадцать месяцев» москвич Михаил Садовский:«Август кланяется в ноги,Август просит о подмоге:Соберите урожай!Сад и поле — через край!Спасу нет! За Спасом Спас!Урожай поспел, как раз!»Конечно же, в августе у всех на устах сбор урожая, потому что в садах, на полях и в огородах начинается самая работа. Не случайно называли август на Руси Серпень, Жнивень, что в эту пору жали серпами хлеб. Классическая поэзия пропитана крестьянской страдой, стихи про август часто посвящены сенокосу и другим сельскохозяйственным работам. Исторически сложился красивый образ русской крестьянки, которая под палящим солнцем, не жалея себя, жнет, собирает колосья в снопы, а с грядок и ветвей - созревшие овощи, плоды и ягоды. Так же исторически прославляются трудолюбивые руки русского крестьянина, который с утра до позднего вечера заготавливает на зиму сено для домашнего скота и делает запасы для своей семьи. Раньше все, что касалось урожая и его сбора имело жизненно важное значение для человека, поэтому люди славили август, молились о хорошей погоде.Народ погружался (а в деревне погружается и сейчас) с головой в страду под названием урожай, а в себя приходил только когда уже все собрано, уложено, расставлено, заготовлено. Ему, занятому на разных августовских работах, почти некогда было и оценивать красоту всех даров природы. За него это делали и делают мастера слова. Например, непрофессиональный, но замечательный поэт из Сызрани Наталья Тоток:«Август пахнет свежим сеном,Помидором и кинзой,Чесночком, петрушкой, хреном,Свежесрезанной лозойСпелой грозди виноградаПод испариной росы,Вожделенною прохладойВдруг нахлынувшей грозы.Сочной мякотью арбуза –Витаминной кладовой –Вишней, перцем, кукурузой,Дыней, сливой и айвой.Звоном Яблочного СпасаНад соборной мостовойИ ядрёным хлебным квасом,И мелиссой луговой.Голубикой и морошкой –На варенье и компот,И грибов большим лукошком –Щедрый дар лесных широт.Звёзд упавших самоцветыАвгуст дарит не скупясь.Только жаль - прощанья с летом,Уходящего от нас…»Природа не жалеет, что не все успевают оценить ее дары – только поэты, художники, да еще дети, в которых с одной стороны Творец пока еще не вытеснен житейскими заботами да трезвым практическим умом, а с другой – энергии в них еще столько, что и страда нипочем. Ну, послали за малиной или за грибами, это же сколько впечатлений, а еще азарт! Какая там усталость…Об этом пишет детский поэт из Санкт-Петербурга Татьяна Керстен:«Август, август – детям радость!В летний лес пойдём гулять.Там малины спелой сладостьИ грибов – не сосчитать!Сколько ягод сочных съелиИ грибов домой снесли!…Оглянуться не успели,Как каникулы прошли.»Август. Подарки лесаО таком походе в лес, эпизоде из детства, и вспоминает художник Юрий Сергеев, написавший картину «Яблочный Спас».«Когда я думал, каким написать август, - рассказывает он, - то вспомнил один августовский день, когда мы с друзьями пошли в рощу за яблоками. Ореховый лесок, где росли одичавшие несколько яблонь, был рядом с нашим селом Красное. А теперь, спустя столько лет, здесь выросли уже молодые сосенки, целый лес. Когда-то здесь бил родничок. Бьет и сейчас - из него, наверное, и течет ручеек.Помню, мы взяли тогда зонтик, ведро, мешок и вперед. И почти собрали уже сколько нужно, а тут дождь. В августе с Ильи Пророка (2 августа) часто идут летние дожди, настоящие ливни, с громом и молнией. И после такого ливня обычно какое-то шальное, почти ошпаренное солнце светит, такое горячее. Я и старался показать его через туман. Непростой туман, с испариной. Помню и этот ручей, обычно тихий и незаметный, всегда ледяной, родниковый, а теперь и дождевой, потому что такой напор в нем мог появиться только после сильного августовского ильинского ливня. Говорят, что, попав под такой дождь, весь год болеть не будешь.Промокли мы до нитки. И вот я разделся, потому что мокрый, после такого дождя…Нигде от него было не спастись. Но на воздухе так тепло, в августе так парит, что мне не холодно, я не дрожу, мне жарко…И когда я держал в голове этот эпизод, перебирая подробности, мне вспомнились и другие дни, когда мы вот так же находили какие-то дикие яблоньки в лесу, озерки, этакие копытца с водой в оврагах после дождя. Из них даже пили, такая чистая была дождевая вода. Впрочем, это было не только с нами, со многими деревенскими мальчишками и девчонками.Особенно памятной была у нас Некромонская роща (от села Некромоново), расположенная недалеко от нашего села Красное Владимирской области. Рядом стояла деревня Волствиново. Из нее ребятишки прибегали сюда, в нашу Некромоновскую рощу. Родители не боялись, что с ними что-то случится, потому что знали эту рощу вдоль и поперек. Здесь только орешник и дуб. Березки. И яблони. Я в детстве по несколько яблонь сразу видел в таких вот рощицах…Как могла появиться в лесу дикая яблонька и не одна? Может быть, это остатки помещичьего сада. А, может, летела птичка, занесла семечко. Или грач какой-нибудь долбанул в августе клювом яблоко до самого зерна. Грачи именно так и долбают, разбойники - раз клюнут и бросят. А потом чуть ли не в каждом яблоке – дырки…Особенно обидно, когда в самом красивом и здоровом…То есть семечки переносят птицы. Впрочем, почему только птицы? В таких рощицах у нас обычно собирается народ на трапезу, пикник, отдых. Грибники идут (здесь растут грибы, орехи), берут с собой завтрак, пироги, яблоки. И грибы разбирают, и отдыхают, и трапезничают. Бросают огрызки. Вот тебе и яблоня. Да не одна. И все потом знают, что в такой-то вот рощице есть яблоки. Своих дома полно, а вот идут дети за этими. Потому что дома один вкус, а здесь особенный, лесной. Все в лесу дичает, как мед. В таком яблоке масса запахов, потому что рядом с яблоней могут расти деревья, с которыми ей хорошо. В саду такое редко бывает.Что такое эта Некромоновская роща и ей подобные? Это когда со всех сторон, до горизонта пшеничное поле, и в этом поле вдруг – почти километровая роща, с деревьями, с родничками, с овражками. И так много тут этих разнообразных живописных, неповторимых овражков. Только сбежал с одного и ты уже как бы на другой улице. Прямо Земля Санникова. Видимо, здесь были луга, люди их все обпахали, кроме оврагов. Вокруг этих оврагов и выросло все это, вся флора и фауна. И таких рощиц среди хлебных полей у нас много, считай, через каждые 10-15 километров.. Здесь до сих пор живут кабаны, лоси, куницы, все виды птиц. Настоящие природные заповедники. Когда города еще больше надвинутся на природу, от нее останутся только такие вот островки, представляющие собой заповеднички природы, куда будут водить экологические экскурсии...И нет ни одной такой рощи, чтоб там не было березы…Одна поляна берез обязательно... Отсюда хороводы, обряды завивания березки…В древности там стояли капища, потому что эти рощи считались священными. И такая роща была как скатерть-самобранка (отсюда, кстати, и идея такой скатерти, видимо, появилась) - в ней можно было (да и сейчас можно!) все заготовить: и дичь (зайцы, глухари, дрозды), и грибы, и орехи, и ягоды, и все для бани (березовые веники, травы для настоя на камни плескать), и лозу для корзин, и бересту для туесков, и лыко для рогожи и лаптей, и березовый сок, и целительные яблоки... В древности славяне даже из коры ели делали еловый хлеб.Это был ничейный лес-сад-огород, где можно было заготовить на зиму на всю семью все, что нужно – от грибов до дичи. Это были закрома природы, святое место, которое надо беречь, как корову, которая кормит всю семью. Русь вся состояла из сел (каждые 3-5 километров – село), а возле каждого села вот такая рощица или лесок. Роща-матушка и Лес-батюшка, которые тебя и накормят и напоят, если ты не лентяй. Поэтому и обожествляли такую рощу или лес, кланялись им в пояс и обращались к ним почтительно...А мы говорим, что это неграмотное темное язычество, которое напрасно, мол, обожествляло природу: дубы, березки, родники, ручейки…что, мол, все это от темноты…А как не обожествлять? Магазинов продуктовых у славян не было…И некуда было бежать. Что давала природа, то и было. Она учила автономно жить, ни на кого не надеясь. Знай только природу, изучай ее законы, что когда растет и плодоносит. Во время собирай ее плоды, учись сохранять их долгое время и ни от кого зависеть не будешь и выживешь. И сейчас наиболее дальновидные уже начинают поглядывать в сторону деревни, чтобы со временем туда начать переселяться. Вначале родителей сюда, чтоб к ним детей возить летом, а потом и сами…»
Ю. Сергеев "Август. Яблочный Спас"О чем картина «Яблочный Спас»? На скорый взгляд о том, что дети насобирали лесные яблоки и теперь моют их в родниковой воде. Не потому, что негде больше потом эти самые яблоки помыть, а потому что дома такого ручья-родника не будет. А помытые в такой воде, они и здоровья прибавят и храниться будут дольше. Но не только об этом…И картина и слова художника - это гимн природе, которая в августе одаривает нас своими дарами, только ладони подставляй. Все первое…откусить, попробовать этот самый первый дар природы… И, хотя ты каждый год это видишь, а все равно радость: О, яблоко! Ух ты, гриб! А, малина! Такая радость, как будто снова возник мир, и ты в нем снова первооткрыватель…Восхищение, потому что это просто чудо… А девочка с мешком и мальчик с ведром на картине художника – это человечество, которое ходит в лес или рощу за заготовками, как в свой домашний огород или сад.В центре картины – родник-ручей с яблоками познания. И в то же время ручей как рог изобилия. И как будто это не девочка моет яблоки в воде, а жрица стоит на коленях перед природой. Она благоговейно поклоняется ей и принимает ее дань в ладони… А собака как музыкальный фон, как звуковое сопровождение… радостно озвучивает картину.Символично, что не взрослые, а дети принимают дары природы, потому что ребенок духовно не загрязненный, у него нет еще алчности, корысти, он как первый человек на земле, принимает божественный плод…Взрослые, собирая те же яблоки, могут говорить друг другу: «Да, рви всю ветку…что ты там копаешься…Что ты там рассматриваешь это яблоко, бросай его в мешок…» А ребенок рассматривает, радуется или удивляется: «Папа, смотри, два яблочка вместе срослись…» То есть жрецы августа – дети!Дары леса, дары земли… Как ходили сюда за дарами их предки, так теперь и дети их пришли с той же целью – за дарами августа. В сентябре пойдут другие дары (орехи, брусника, грибы, калина, клюква). Зимой поедут, дров напилят. Это кусок земли, который позволял выжить. Тут и дом можно построить, и дрова для обогрева, и шубу можно сшить, и шапку, и варежки. И глину тут брали для посуды и печей…И здесь же трава, которую можно было косить для скота, или приводить сюда скот пастись. Только сейчас мы начинаем возрождать и осваивать древние славянские технологии: например, как обрабатывать крапиву и зеленую хвою, чтобы делать из этого пряжу, ткань, а потом шить одежду. У каждого села был такой кусочек рая, и он помогал выживать всем. И люди знали, как выживать. А мы сейчас уже так не сможем - многого уже не знаем, все забыли. И что где поспевает и в какую пору. Попади мы в такой лес-кормилец, скоро с голоду помрем.«Главное – подхватывает эту мысль художник, - надо вовремя успевать брать то, что дарит природа. Я приезжаю в августе в село, все мои соседи мне твердят: «Сейчас пошли рыжики…надо ехать собирать…» Я говорю: «А надо ли…» Они мне: «Ты что, царский гриб, его сырым можно есть. И он будет всего три дня. Не наберешь, пиши пропало. Сейчас не почешемся, потом его уже не будет, зиму без рыжиков»…И их как не было - все как воробьи улетели, по грибам ударили…Звоню брату, другим знакомым, они мне: «Юра, нам тут не до тебя, мы по рыжикам…» Потом приезжаю две недели спустя, другая «напасть»: «Юра, сейчас порядовки (их еще называют синенькими) пошли, нам не до тебя». Потом три дня они ничего не собирают – пауза в природе. Все как затаились. Спрашивают друг друга: «Ты там-то был, мимо проходил, не было там белых-то?» Вдруг кто-то объявляет: «Белые!». Все как воробьи, по рощам…Потом спрашивают друг друга, хвастаются: «Ты сколько набрал, я – четыре мешка» «А я – восемь, ведер не хватило, в машине взял бумажные мешки, их тоже набил…» Потом таким же порядком все за маслятами. Отходят весь день, восемь часов, два ведра в руках, а то еще и рюкзак, 20 кг на спине. А придут из леса, надо чистить, потому что маслята быстро слипаются. Если за ночь не обработать, выкинешь все…И вот все они сидят и до утра с лампочкой чистят пленку с каждого грибка…Потом «хвастаются» руками: «Посмотри, какие руки, посмотри, какие пальцы… До утра чистили, сидели…».Потом опять пауза, тишина…Те же осторожные выспрашивания друг друга, где что…Новый клич, и опять все рванули, с мешками и наволочками, теперь уже за орехами… Так вот народ раньше и следил по календарю и воочию за тем, что дарит природа…Не успеешь, ты и растяпа, и дурак, и просто преступник. Неспроста говорят в народе: «В августе всему час – держи рукавицы в запас! То есть природа дает, надо все бросать и откликаться. День позже, и уже ничего не соберешь…И нет уже реально угрозы голодной смерти, а генная память подсказывает: упустишь, так можешь не выжить, зиму не переживешь…Потом все сидят, набили закрома, и гордятся: «У меня две морозильных камеры забито, в подвале 300 банок закручено…»Людей все больше, но природа пока себя еще не исчерпала. Продолжает выплескивать свои дары, один за другим, плотно, густо – только собирай, да пробуй. Вот и называют август густырем и густоедом. Когда грибная пора, вдоль шоссе караванами стоят машины, и грибников в лесу столько, что друг дружку видят. И все равно всем хватает. Идешь и думаешь: раз прошли, так все и собрали. Ан нет, и после всех идешь и все равно много находишь».О чем говорит художник? О том, что лучшее в августе – это дары природы. О стыках времени, о его коридорах и границах - если сейчас не успеть, то потом надо будет в сто раз больше усилий, чтоб это получить…Вся наша жизнь состоит из таких стыков и коридоров, и, кто их чувствует, много успевает сделать, ладно плывет по жизни, как по течениию, а не против. И август особенно четко готовит нас к этому: следи! День промедлишь, проленишься, все, не успел…То есть, когда надо, все бросай и лети.Это мудро. И актуально во многом, например, в отношениях друг с другом, которые по сути остались такими, как были 1000 лет назад. Иногда ведь жизнь намекает что-то уловить, понять, подсказывает: нужно помочь, не упустить человека, а мы отмахиваемся - потом. А потом уже поздно. Близкого и дорогого человека уже нет. Ушел от тебя или вообще умер…Кажется, что это обыденное, будничное, незначительное, когда сейчас идет черника, потом орехи, а потом грибы. А на самом деле в обыденном и будничном скрыто великое и значительное. На самом деле это времена природы, ее временные каналы. Смена даров природы, как молитвы в часослове, в это время – вот это, в это – это, а в то – то. И так всегда, это как обряд.…Замечать, что когда и следовать этому – значит понять жизнь, ее магию и ритм. Это очень важно – вовремя что-то делать. Во всем. Во всем. Во всем. Когда чувствуешь, что надо это делать, все отключай и делай. Это закон и творчества тоже. Приходит время, почувствовал его - уходи скорее в затвор, в скит, в пещеру, в лес, подальше от всех…А оторвавшиеся от земли цивилизованные горожане, которых город делает почти роботами, уже этого не чувствуют – времени, когда надо…Отец звонит из деревни: «Приезжайте, мать занемогла» И слышит в ответ: «Да некогда пока, у нас семинар, совещание, презентация, конференция, позже приедем» Приезжают, а мать уже умерла…А учит нас реакции на «надо» природа, те же грибы. Не успел собрать, все погнили. Или кто-то съест, улитка или муравей.Те же проблемы на уровне повседневных взаимоотношений. Почему конфликты городские? Да потому что наплевать нам на то, кто к чему готов. Ты не хочешь сейчас со мной разговаривать, а мне некогда ждать, когда захочешь. Не захочешь, так я тебя заставлю. А не понимаем, что потом, может, всего через час, и заставлять бы не пришлось, сам бы человек раскрылся…Вот чему учит природа своими августовскими дарами…
Смена августовских даровА еще природа учит чередованью бытовых на первый взгляд дел, тому, что за одним следует другое, и это - свечи вечности на одном торте жизни, это угли вечного костра жизни, это вспыхивающие один за другим огоньки наших деяний, вовлекающие нас в магический круг жизни, в котором при свете этих огней вспыхивают великие тайны прошлого и будущего. Об этом думает сама и предлагает задуматься нам молодой талантливый поэт из Тольятти Ирина Адайкина:«Как пахнет августовский сад!Так пахнет продолженье рода,Святая, сильная свободаКоторой счастлив ты и рад.И тяжесть золотых плодов,Как таинство деторожденья,Его прекрасные мгновеньяПрирода повторяет вновь…»
Запахи августаНе случайно поэты пишут в августе о запахах. Все запахи усиливаются после дождя. А дожди в августе – тоже одна из примет месяца. Например, 2 августа на Илью-Пророка даже в жару обязательно маленький дождик или ливень. Вот на картине и туман - испарение после ливня…Ливень прошел, и земля парит, испарина от горячей травы….Как реагировать на дождь, показывает собака. После ливня и грома такая благодать. Собака радуется. Вся промокла, а теперь ей тепло, греется и скоро высохнет. Птички после дождя вновь начинают чирикать. И собака радуется вместе с ними, прыгает, танцует, лает.Августовский дождь – волшебник. Только что была лужайка, трава, а теперь после дождя уже целый ручей. Девчонка даже перестала мыть яблоко, а ладошкой зачерпывает воду, чтобы попить. Попробовала, вкусная ли вода…Вкусная! И теперь говорит мальчишке: «Попробуй, какая вкусная…» А он себя по животу гладит: «Я яблок наелся, если еще сейчас и воды попью, то лопну…» А сам чувствует, что не то говорит, что хочется ему крикнуть про то, как все замечательно, и этот прошедший ливень-дождь, и этот ручей, на глазах превратившийся в маленькую речку, и эти золотые яблочки-солнышки в ручье, и этот пронзительный запах мокрого леса…Хочется крикнуть ему про то, как хорошо жить на свете…Но все это переполняет, как-то быстро проносится в голове и не получается сказать то, что он чувствует…слишком много всего…Потом, став взрослым, он поймет, что это было благоговение…как когда-то у наших предков, славян, которые приходили в священные рощи и принимали дары богов. Оно снова возникло, потому что ничто не пропадает навсегда и не исчезает бесследно. Раз возникало в душе человека, когда он боготворил природу, то обязательно возникнет снова, пусть даже пройдет тысяча и больше лет…Герман Арутюнов.

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

Вам понравится

Смотрят также:ПРОЕКТ: Я ВАМ ПИШУ

Оставить комментарий