Герман Арутюнов: Глава 12. Добро и зло – две чаши бытия
Что такое добро и зло?
Казалось бы, дня не проходит, чтобы мы не сталкивались с этими словами. Но задумываться об их смысле и природе нам некогда. Чего задумываться над тем, что, кажется, и ребенку ясно? Ведь все в детстве читали стихи В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Опросы социологов на улице дают разные мнения, по-разному обозначающие явление. Например:
. «В мире больше того, что видит для себя каждый человек конкретно. Кто видит добро, для того больше добра, кто видит зло — наоборот.»
«Добро и зло — суть одно и тоже…Начало у них одно.
Добро и зло тесно взаимосвязаны и неразделимы…И добро, и зло существуют, так же, как север и юг, черное и белое, жизнь и смерть. Если нет одного, то нет и другого. Поэтому всего поровну, одно — оборотная сторона другого.»
«Что для одного является злом, то для другого добром. Например, окунание младенцев в Спарте в ледяную воду реки. Что это, по мнению цивилизованных людей? Без сомнения зло: издевательство над детьми, смертоубийство. А по мнению жителей Спарты, да и всего населения Греции? Они расценивали этот отсев слабых не иначе как добро. Только так спартанцы могли стать великими войнами, только так могли защищать свою страну.»
«По мнению Фридриха Ницше, зло нужно так же, как и добро, даже больше, чем добро…»
«Добра больше или зла, зависит от человека. Как вы воспринимаете этот мир, чему позволяете войти в вашу жизнь, в ваш внутренний мир. Если думаете, что мир жесток, смотрите плохие новости, при общении с людьми видите в них прежде всего недостатки, то соответственно жизнь и отвечает по запросам. И наоборот, если вы чувствуете добро, смотрите на жизнь положительно, избегаете просмотра негативных новостей, замечаете в людях положительные черты, то и жизнь будет ограждать вас от плохого. В общем наша жизнь это проекция наших мыслей, от них зависит чего больше, добра или зла.»
Об этом думал и Станислав Ежи Лец
«Мы живём на поле битвы добра и зла. В каждом из нас тоже поровну добра и зла, тёмная и светлая сторона. Светлая сторона призывает человека к добру, любви, красоте. А тёмная олицетворяет ненависть, зависть, злобу. Как в старой притче говорится, что внутри нас борются два волка тёмный и светлый. Кого больше кормите, тот и побеждает….»
А вот что говорят о добре и зле отцы церкви….
«Злоэто, в первую очередь, состояние противления Богу.Первоначально мир не имел в себе ничего злого, потому что Бог, Который его сотворил, — совершенен, и Его творения совершенны.Зло же связано с проявлением свободной воли человека против Бога..Таким образом, беды и страдания, называемые злом, являются следствием преступления заповедей Божиих (об этом говорит пророк Моисей во Втор. 30:15-18)»
«Первое проявление зла — небесный бунт против Бога. Господь Иисус Христос говорит в Евангелии: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18). Это произошло с Люцифером и с теми, кто пошел вместе с ним.
«Причина падения ангелов — гордость(Сир. 10:15).Бог сотворил всех чистыми и простыми, — считаетПреподобный Макарий Великий, —а то,что некоторые из них совратились, это потому, что по собственной своей воле уклонились от Божиего помысла».
«Святой Дионисий Ареопагит пишет, что «демоны по природе не злы», иначе вина падала бы на Создателя природы. Они по мысли Митрополита Антония Сурожского, исказили принцип любви, перенеся ее с Бога на себя.»
Однако есть вопросы, на которые нет ответа ни в опросах, ни в книгах ни в Интернете.
Как известно из Библии, Бог, сотворяя мир, каждое деяние свое подытоживал, оценивал и видел, что «это хорошо». (Бытие. Глава 1)
Например:
«И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.…И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И создал Бог два светила великие и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвертый. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
. И был вечер, и было утро: день пятый. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо…»
. Возникает вопрос, почему, сотворив человека (мужчину и женщину) Бог не сказал«это хорошо»как про все остальное? То есть, создавая природу, все живое до человека, Бог, одобряя это, связывал созданное им с добром, с плюсом, с чем-то положительным. А вот, запустив эксперимент с человечеством, это свое деяние ни с чем положительным связать не смог. Видимо, дав человеку свободу воли, он предчувствовал, что созданный им человек настолько непредсказуем, что никакое заложенное в нем добро не гарантирует победу добра в целом. Потому и не сказал, что«это хорошо».Природа в этом плане более предсказуема.
В связи с этой непредсказуемостью человека возникают масса вопросов. Например,
Есть ли добро и зло в природе, а, если нет, то почему оно есть в человеке? Чего большев природе и в человеке, добра или зла?
Когда появилось понятие добра и зла, с появлением общества или еще раньше?
Два мира души
Наблюдения показывают, что зло быстрее добра, добро медленнее («Господь Иисус Христос говорит в Евангелии: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию.Евангелие от Луки, 10:18»)Почему?
Как формировала понятие добра и зла школа социализма (октябрята, пионеры, комсомольцы, коммунисты)?
Воспитывается ли сейчас в обществе понятие добра и зла?
Меняется ли ощущение добра и зла у каждого из нас с годами или наоборот, угасает?
Как человек относится к добру и злу на протяжении всей своей жизни, в разные периоды?
Что будет с понятием добра и зла в будущем, исчезнет ли оно как рудиментарный хвост или, наоборот, станет важнейшей ценностью для человека?
После прочтения многочисленных высказываний святых отцов и мыслителей всех времен и народов, складывается убеждение, чтодобро и зло – это две силы, две чаши бытия, две противоположности, которые, как плюс и минус, составляют единое целое(электромагнитное поле) и между ними в то же время идет постоянная борьба.
Это свойство противоположностей заметил еще Пифагор (570-495 до н.э.), который, давая всему определения, назвал такие:
предел и беспредельное,
четное и нечетное,
единое и множество,
правое и левое,
покой и движение,
прямое и кривое,
свет и тьма,
хорошее и дурное,
мужское и женское.
Эмпедокл (490-430 до н.э.) что-то добавил к этому ряду, кажется, любовь и ненависть.
Мудрецы Востока – Инь и Янь
Но, если добра в нашем мире столько же сколько и зла (раз чаши все время в равновесии), то почему кажется, что зла больше? Кто-то ответил на этот вопрос вроде бы старой и затасканной истиной:«Потому что мы все умрем».Но на самом деле в этом что-то есть. Просто мы, занятые разными делами, не думаем о смерти, но ее неизбежность висит над каждым как дамоклов меч, и, как только мы соприкасаемся со смертью, сразу проявляется.
Добро и зло как формула, как программа, заложенная во всем, движет жизнь, она все время в работе. И, если зло перевешивает, то часть его преобразуется в добро, и тогда чаши уравновешивается. А, если добра становится больше, то часть его преобразуется в зло, и вновь чаши уравновешиваются. Видимо, поэтому добро оборачивается во зло и наоборот.
Это напряжение и держит мир
Эти пояснения были бы мало кому интересны,если бы тема добра и зла не касалась каждого из нас, если бы в нашей собственной жизни добро неожиданно для нас не оборачивалось бы злом. Почему и говорят:«Хотели как лучше, а получилось как всегда»Отсюда и знаменитая фраза:«Дорога в ад вымощена благими намерениями».
А быть над добром и злом(«добру и злу внимая равнодушно»),как посольский дьяк в драме А.С.Пушкина «Борис Годунов», невозможно. Разве что летописцу. Но обычный живой человек, каждый из нас, равнодушным быть не может. Разве что в момент уравновешивания весов добра и зла в нашем сердце. Но это очень короткий отрезок времени, миг или даже тысячная доля секунды. А потом чаши опять по очереди взмывают вверх и падают вниз. И в нас преобладает то добро, то зло. Своего родазакон добра и зла.
Почему так устроен наш мир, двоичный, состоящий из двух пространств, материального и духовного, никто не знает. Видимо, Бог-Творец, Создатель, экспериментируя с человечеством, так и задумал. А, может быть, это получилось случайно. Скорее всего, так и должно было произойти,потому что такова природа любого Творца – материальная и духовная. Вот и получился наш мир у Творца дуальным – материальным и духовным.
Весы добра и зла
И потомдвоичность мира интереснее, чем троичность или пятиричность. Двоичный мир более жизнеспособный и долговечный.Двоичность — это чаша весов, которая должна быть в равновесии. И эти весы во всех областях, в любой точке пространства, в любом живом существе все время балансируют. Стремление к равновесию – это состояние всей материи.Возможно, человек как раз и есть весы, где две чаши, на которых две противоположности:
добро и зло,
плюс и минус,
тепло и холод,
шум и тишина,
свет и тьма,
бешенство и умиротворение..
А раз так, раз Бог сотворил наш мир таким, тоон, очевидно, и ждет, чтобы человек, как вершина эволюции, жил не только материальной жизнью, но и духовной.
Двоичность мира — это равновесие
Добро и зло необходимы, потому что позволяют нам, как и Богу, оценивать содеянное. Ведь мы созданы по образу и подобию Божиему. Не оценивать мы не можем, потому что человечествоБог создал для осознания, для оценки.
Эту мысль впервые высказал более чем 200 лет тому назад художник, поэт, инженер и ландшафтный архитектор Пьетро ди Гонзага (1750-1831), которого из Италии пригласил в Россию владелец усадьбы Архангельское князь Николай Борисович Юсупов(1750-1831).
Таким образом,только человек все оценивает и тем самым всегда обозначает, проявляет добро и зло.
А началось все, наверное, с Эдемского сада, когда Ева уговорила Адама вкусить плодов от Древа познания. Поэтому можно сказать, что познание для человека, для каждого из нас это не просто усвоение новых знаний, но всегда оценка, всегда подсознательное или сознательное деление на белое и черное, на плюс и минус, на добро и зло.
Именно оценка делает наш трехмерный мир непредсказуемым и интересным для Бога. Она как бы включает в дополнение к зрению все наши другие чувства восприятия (слух, обоняние, осязание, вкус), что безмерно расширяет наше трехмерное восприятие.
Мокрое и сухое,
горячее и холодное,
тяжелое и легкое,
острое и тупое,
гладкое и шершавое
и так далее…все это раздвигает любую трехмерность до безграничности.
Применимо к нашей жизни можно сказать, чтотолько с оценки начинается духовная работа, то есть с оценки человек, как материальное существо, приближается к Богу.
В этом смысле заманчиво и искусственный интеллект (компьютер) загрузить программой оценки, взвешивания добра и зла. Но это опасно. И даже страшно. Может погибнуть человечество. Как сейчас у любого компьютера есть программа очистки (от ненужных программ, значков на рабочем столе, ярлыков), которая автоматически через определенное время запрашивает и предлагает очистку. Имея самооценку, такая программа сама может сказать «да».
Однако человек еще более опасен. Видимо, поэтому, создавая человека, Бог не сказал «И это хорошо», как Он говорил, создавая небо, землю и всю природу. Во всяком случае, монахи, переписывающие Библию по многу раз, ничего к этому не добавляли и ничего не изменяли. Значит были с этим согласны. Значит так и было когда-то записано. Значит так оно и было.
Теперь понятно, почему, создавая человека, Бог не сказал:«И это хорошо». Сомневался, хорошо ли это. Предвидел, что это будет не к добру. Опасался, что опыт будет непредсказуемым.
И действительно, что мог раньше один человек? А теперь один озлобленный или психически неуравновешенный человек может уничтожить все человечество. Видимо, поэтому те, кто сейчас работает над искусственным интеллектом, не спешат закладывать в него программу самооценки и оценки всего и вся, чтобы робот не стал человеком.
Разве что лет через 30 или 50, может быть. Когда будет создано мировое правительство, способное договариваться и далеко просчитывать все возможные последствия.
Хотя, возможно, опасения наши напрасны — нас отслеживают, и при опасности во время остановят. Во всяком случае, если бы я был Господом Богом (не дай Бог!), то, запуская эксперимент с человечеством, предусмотрел бы такую опасность и исключил бы ее.
Взять, например, еврейский народ, видимо, избранный Богом для правильной жизни. И действительно, если посмотреть на среднюю еврейскую семью, то именно в ней закладываются хорошие традиции. Редки разводы. Детей с детства обучают музыке и разным навыкам, и дети вырастают хорошими специалистами в самых разных областях.
Когда поляки, например, вXVIвеке захотели основать в местечке Лиозно недалеко от Витебска небольшой город, то собрали евреев разных специальностей, и через несколько лет это был готовый городок с хорошо налаженной инфраструктурой.
Получается, что это действительно избранный народ, если все делает правильно, аккуратно и добросовестно. Да, если б эта жизнь была в самом деле правильной….Однако, именнов силу закона добра и зла, обращающего то зло в добро, то добро во зло, чем правильней жили евреи, тем более враждебно настраивались против них окружающие. В средневековой Европе их даже заставляли селиться в гетто, как прокаженных и надевать желтую одежду. Или носить на одежде желтую звезду, которая как бы предупреждает: «будьте настороже…»
И в самом деле, такой вроде бы правильный народ, ведя вроде бы правильную жизнь, сам накопил столько зла, что ради спасения его из него вышел Христос с новым пониманием добра и зла:«Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…Мф.5:39»,что апостол Павел перевел как«побеждай зло добром».
Вся история человечества – это либо концентрация добра вокруг зла, либо наоборот, концентрация зла вокруг добра.
Например, концентрация добра вокруг зла… Сквозь все времена и народы проходит миф о драконе, который живет где-то в пещере недалеко от людей, а раз в месяц (или в год) прилетает, жжет посевы и людей, забирает предназначенную ему девушку и улетает. Десятки смелых воинов и рыцарей приходят, чтобы убить дракона. Наконец, один убивает и женится на спасенной девушке. Все довольны, начинается спокойная, счастливая, но обычная жизнь, которая больше никому не интересна.
Другой пример – концентрация зла вокруг добра… Жизнь любого святого, который ведет праведную жизнь, а темные силы все время испытывают его на прочность, истязают и мучат. В конце-концов праведник побеждает всех своим терпением и кротостью, но на этом вся история заканчивается и говорить больше не о чем.
Эта концентрация добра вокруг зла и зла вокруг добра похожа на работу наших клеток, в которых при попадании вируса, вокруг него сразу ощетиниваются воины-лейкоциты.
Вот почему наша жизнь такая неправильная и непредсказуемая. Из добра, из его клеток вырастает зло, как раковая опухоль, но так же и из зла, из его клеток прорастает добро. И никто пока не понял, как регулировать в себе добро и зло, как соблюдать это чувство меры того и другого, чтобы одно непредсказуемо и неуправляемо не переходило в другое, нарушая все наши планы.
Это очень трудно еще и потому, что человек – своего рода ядерный реактор, в котором вырабатываются невиданные энергии, энергетические бури и вихри, почти холодный термояд, Мы все, в том числе и каждый из нас, запрограммированы на невероятную мощь. Поэтому для любого сдерживания нужны не столько огромные усилия, сколько точные действия. Но какие, никто не знает.
Во все времена люди искали философский камень, истину, загадку, отгадав которую, можно сразу решить все проблемы и стать счастливым. Но то, что никуда не надо идти и искать, потому что сам человек – философский камень, истина и загадка, догадывались немногие. И так часто и бывает, человек ищет свое счастье, а оно вот оно, всегда было рядом, просто не замечал, как бы в упор его не видел.
Но мы, я имею в виду, не ученые и не святые, а самые обычные люди, себя мало изучаем, мы не ведем дневник, не анализируем прошедшие события, не осмысливаем действие добра и зла в себе и тем более их сочетание, соотношение, столкновение и борьбу. Между тем, как, эти соотношения фиксируются временем и застывают в нас как кольца на дереве, оставляя на каждом этапе нашей жизни свое кольцо.
И все-таки войду
Каждое столкновение добра и зла – вроде бы тупик, зло, а на самом деле как бы ступенька на лестнице нашего духовного развития, то есть добро. Как в стихотворении И.С.Тургенева «Порог»:
«Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.
— О ты, что желаешь переступить этот порог, — знаешь ли ты, что тебя ожидает?
— Знаю, — отвечает девушка.
— Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?
— Знаю.
— Отчуждение полное, одиночество?
— Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
— Не только от врагов — но и от родных, от друзей?
— Да… и от них.
— Хорошо. Ты готова на жертву?
— Да.
— На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!
— Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
— Готова ли ты на преступление? Девушка потупила голову…
— И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
— Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, —что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
— Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
— Войди!
Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею.
-—Дура!— проскрежетал кто-то сзади.
— Святая!— принеслось откуда-то в ответ…»
Герман Арутюнов.