Герман Арутюнов

Герман Арутюнов: Глава 20. Учиться, учиться, учиться

На темы учебы и познания как явления, как процесса очень много написано. Но никто не начинал с Создателя. Я, по крайней мере, нигде не встречал. Между тем, как под этим углом любая тема становится интересной..

Раз мы созданы по образу и подобию Божиему, значит мы – творцы и должны все время учиться. Потому что Бог (или Высший Разум) все время учится. Быть совершенным и не учиться невозможно.

Все великие люди – вечные ученики, всю жизнь учатся. Потому и великие. И не надоедает, потому что за новым знанием открывается новый горизонт, новая область, о которой мало знаешь или не знаешь ничего. Поэтому древнегреческий философ Сократ (469-399 до нашей эры), которого называли «символом мудрости», говорил: «Я знаю то, что ничего не знаю…»

Вслед Сократу ту же мысль но несколько иначе выразил и французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель Монтень (1533-1592):«Надо учиться до тех пор, пока не осознаешь, что знаешь мало.»Согласилась со своими предшественниками и ЕкатеринаII, записавшая в своем дневнике:«Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился во младости.»

Если сейчас создают робота, то в него закладывают какое-то самообучение. А иначе это просто механизм, как холодильник или микроволновка. Любая программа может быть интересной, если в нее заложено саморазвитие. Сама ставит вопросы, проблемы, сама ищет решения. Видимо, и с человечеством, когда Высший Разум нас создавал, то заложил программу саморазвития и самосовершенствования. Не случайно в каждом ребенке полно вопросов: что, как и почему. А у некоторых и зачем…Не знаю, есть ли дети, которые не задают вопросы…

Лукас Кранах «Адам и Ева»

Познание…когда оно началось – это загадочная тема. Интересный момент, когда библейские Адам и Ева перешли к вопросам. То просто ходили по Раю и называли разные растения и живность. Или Бог им подсказывал. И вопросами ему не досаждали. А потом вдруг по коварной наводке змия вкусили плодов от Древа познания. И начали задавать вопросы. А кончилось это изгнанием из Рая. То есть в любом познании есть свой яд. И, как говорил Экклезиаст«Во многом знании многая печаль»…

Так и ребенок, до определенного момента он просто наблюдает мир. А потом, как будто вкусив от Древа познания, начинает задавать вопросы. Какие?

Что?

Как?

Почему?

И самый редкий и самый мощный вопрос – зачем?

Это как пружина в часах. Что, как, почему…это еще понятно. А вот зачем? До какого-то момента это понятно. А потом абсурд, нет объяснения, бесконечность…

Зачем человечество создано? Для того, чтоб развивалось.

Зачем? Чтоб чего-то достичь, к чему-то приблизиться, выполнить какую-то задачу.

Зачем? Чтоб куда-то придти.

Зачем? И вот тут уже тупик…

Возможно, для отодвигания очередного предела…Или мы исследуем отведенное нам для исследования пространство и потом уйдем…

Одна из самых мудрых книг

Жизнь каждого из нас – это тоже постижение определенного предела. И часто бывает так, что человек уходит на пенсию и перестает быть востребованным, а это еще не предел, он еще мог бы много интере6сного сделать…Тем более, если б можно было еще учиться. То есть если быть востребованным и иметь возможность учиться, то можно жить долго. Потому что выполнение каких-то задач все время отодвигается. Надо сделать это, потом то, и это держит, не отпускает из этой жизни.

Востребованность – это бесконечность, которая продлевает нашу жизнь. Хочешь долго жить, зацепись за востребованность и за учебу…Пример, с Николаем Островским («Как закалялась сталь») Наверное,и человечество будет существовать до тех пор, пока будет востребовано.Другое дело, что куда востребовано? Кому это будет нужно? Ясно, что не нам, а кому-то еще. Тем, кто запустил эксперимент и кто нас изучает. Как в книге Стругацких «Трудно быть Богом», где речь идет о планете с королевством Арканар, за которымнегласно наблюдают сотрудники земного Института экспериментальной истории .Как бы там ни было, мы, наверное, будем существовать до тех пор, пока будем учиться, пока нам будет хотеться учиться. А вот,когда никому не захочется на Земле учиться, тогда нас и закроют…

Пока мы продолжаем учиться. И всегда учились. Хотя нередко в самых невероятных направлениях, например, в пытках, в злодействах, в подлости, в низости, в коварстве. Об этом вся мировая литература и мировое искусство. Оно, как ни странно, наполнено не благими делами и высокими помыслами, но наоборот. И художникам, и писателям, и поэтам интереснее писать и описывать зло, и актерам интереснее играть злодеев. Об этом же говорят и музеи средневековых пыток в разных странах. Люди ломали голову, как бы придумать такую пытку, чтоб человек больше и страшнее мучился…И Иван Грозный, говорят, придумывал пытки своим врагам.Так проявлялся механизм учебы…Хотя писал стихи, музыку, молитвы, на органе играл…И придумывал пытки. Кому много дано, с того и спросится. Человечество больше придумывает отрицательного, чем положительного…

А музея средневековых радостей нет. Чтобы люди придумывали изобретения, которые бы приводили людей в восторг. Потому что не так интересно. Приторно. Противно. А главное – меньше возможностей для учебы.

Отдельная тема – предел познания. Как в фильме «Терминатор», где главные герои, узнав, что научная работа ученого может привести к гибели человечества, ищут его, чтобы остановить…И так в каждом направлении, в каждой науке. И для каждого уровня – свой предел. Рядовые жрецы – один уровень. Продвинутые – другой. Посвященные – узкий круг, как для математика Пифагора (570-495 до нашей эры) или историка Геродота (484-425 до нашей эры), которые, чтобы приобщиться к таинствам Бога мудрости и знаний Тота, приезжали в Древний Египет и проходили семь посвящений. Получается, каждому знанию свое время и свой уровень.

Бог мудрости Тот

И родители детям не все сразу могут рассказывать. То есть на каждом этапе знания открываются со своей стороны. Какая-то новая грань…Пример, с медведями, взбиранием на дерево медвежат. Высоко нельзя – упадешь, шею сломаешь…Мать определяет предел познания. Везде есть пределы познания.. Потому что за безопасными идут уровни познания, опасные для жизни. Выталкивают же родители птенца из дупла, чтобы он научился летать…

Пример с манной кашей из моего детства, которую я опрокинул на себя. Во время приехала Скорая и спасла. То есть ребенок тоже в любую минуту может перейти черту безопасности, когда сама жизнь ставится на карту.

Инструменты познания – вопросы

что,

как и

почему.

И вопросыпочемууже граничат с озарением. То есть когда достигаем предела познания, тупика, и тогда приходит озарение. В творчестве эти вопросы как раз и возникают. Скажем, рисует художник картину и вдруг ему хочется такой-то цвет использовать. И он задает себе вопрос:почему. А ответа нет. И потом оказывается, что именно такое безответное желание и придало картине смысл…Как наш русский художникXVвека Дионисий (1444-1502) захотел вдруг использовать для красок птичий помет. И в его красках появился перламутр.

Дионисий «Покров Богоматери»

А откуда птицы берут перламутр? Из того перламутра, который они видят на облаках. Как написал один художник в своем дневнике:«Птицы переводят небесный перламутр (свои небесные впечатления) в свой помет».Это о чем говорит? О том, что есть какая-то тонкая связь между материальным и духовным, о том, что мысль проецируется на материальном. Организм живого существа заключает в себе все процессы мироздания. И так же как природа он все трансформирует во что угодно. Так и человек любые свои впечатления переводит в творчество…

Например, поэт Николай Рубцов…его любимая женщина удушила подушкой. Потому что он весь свой негатив переводил в стихи. А негатив ему нужен был и он в нем доходил до предела. Эта учеба, которая небесный перламутр переводит в птичий помет, а потом этот помет используют художники для своих картин.Вообще многие творческие люди весь ужас своих жизненных впечатлений переводят в краски творчества. Почему и многие курят, пьют, вдыхают ароматические вещества… Модильяни, Пикассо, Сальвадор Дали, Высоцкий…

То есть творцы используют разные энергетики, чтобы уходить в высокие области познания, которые обычно недоступны. И человек в таких своих полетах невероятно воспаряет. А, выйдя раз в такой космос, уже потом ищет возможность подняться на такую же высоту еще раз и еще.

Некоторые, например, плачут. До отчаяния.. И чувствуют, что идет такое объединение с миром, с неким единым океаном чувств и мыслей, с Богом. А без этого, может, тоже пили бы или скандалили…

Сценарист в ожидании вдохновения

А в мультфильме «Фильм, фильм, фильм», например, сценарист, когда не идет сценарий, бьется головой о стену…

Но есть и положительные способы воспарения.

Молитвы, например. В монастырях это был вполне разрешенный и благопристойный наркотик № 1. Отсюда все науки и искусство зарождалось в основном в монастырях.

А еще этоцерковная музыка(Плач Даниила заточника, стихиры Ивана Грозного),

иконы, витражи, скульптуры, книги.

Иван Грозный постоянно читал и писал

Взять того же царя Ивана Грозного (1530-1584). Сам участвовал в пытках, кричал пытаемому:«что ты, тварь ничтожная, кричишь о своих муках, которые ничто по сравнению с моими муками, что твоя смерть по сравнению с моей ежедневной смертью…»Участвовал в казнях (жарил на сковородке Бомелия, своего врача-аптекаря), в потехах с дикими зверями, которые рвали людей. Наслаждался этими ужасами, а потом шел и молился до кровавых ран на лбу (настолько был в трансе, что не чувствовал боли) и после этого писал стихиры, музыку, издавал мудрые указы…Раздвоение личности? Да, еще какое. Или совмещение…

Известна знаменитая переписка эмигранта князя Курбского с Иваном Грозным. Курбский писал Ивану:

«Что тебе чужая жизнь, когда ты и свою жизнь не ценишь…Тебе человека убить, что муху раздавить…Жизнь – это чудо на земле, а тебе ничего не стоит это чудо загасить. Сколько ты уже крови выпил ближних своих? Не ты, а Бог дал жизнь тебе и другим, а ты эти жизни так легко отнимаешь…»

А Грозный ему отвечал:

«А ты не понимаешь, что жизни всех этих людей ничто перед Создателем… И что, что гублю. Имею право, потому что и себя не пожалею…»

Трагедия творческой личности.

Ремедиос Варо «Лабиринт»

Или взять испанскую художницу Ремидиос Варо (1908-1963). Через нее мы узнаем о познании в монастырях по лабиринту, то к центру, то от центра…Это тайна познания…Это схема нашего познания…Не говоря уже о том, что некоторые монастыри строились по принципу лабиринта.

Ты и мы все в нашем познании, то двигаемся к центру, то есть в тупик…и переживаем эти тупики в виде бесплодности и депрессий(каждый из нас и многие, даже великие художники и писатели, в этот момент думают: я – ничтожество, ничего не могу и ничего не смогу, самое ничтожное существо выше меня), то двигаемся от центра, то есть к бесконечности и это восторг и открытия…

Например, рассказ Льва Толстого «Отец Сергий», где герой проходит через все стадии самоутверждения, через разные стадии познания….

Чем выше Творец, Иван Грозный или Лев Толстой, тем острее и мучительнее все стадии познания.

Амедео Модильяни

Художнику Амедео Модильяни (1884-1920) говорили:«Ты себя губишь.»

А он говорил:«Да, моя жизнь – ничто. А , если я буду ценить себя, я ничего не создам…И только, когда я готов отказаться от самой жизни, я могу что-то создать…»

То есть ему надо было быть все время на такой опасной границе, на грани жизни и смерти, чтоб творить…Такие вот ступени познания…Трагедия и взлеты личности – в готовности отказаться от жизни…В этом, может быть,великая тайна творчества – можно выйти на большие истины, на большой виток творчества, когда ты перестаешь ценить собственную жизнь

Масса творческих людей умерло загадочной смертью. Иван Грозный, Хоменгуэй, Константин Васильев. И такую смерть, может быть, можно считать и неким творческим актом, актом творчества.

Действительно, масса творческих людей может сказать:«раз моя творческая жизнь – это акт творчества, тогда и моя смерть – тоже акт творчества…»И процесс познания. Последний проблеск мысли и открытия…И само познание – тоже акт творчества…А, ближе он к жизни или к смерти, это как получится…

Лучшая книга Джека Лондона

Джек Лондон в романе «Мартин Идэн показал ситуацию, что когда из его жизни ушел риск, когда ненужной стала борьба за жизнь, когда исчезла опасность, и не надо уже было балансировать на грани жизни и смерти, то как художник Мартин кончился. И завершил творческую смерть физической – бросился с корабля в морскую пучину…

Почему мы все живем, не умираем? Потому что нам интересно продолжать этот акт творчества.(раз жизнь – акт творчества), хотя мы и не поднимаемся до каких-то заоблачных творческих высот. А, если поднимемся, как, скажем, Владимир Высоцкий, то снижение уже будет раздражать, и жизнь покажется пресной и не нужной. Он поднимался, чуть ли не каждый день балансируя на грани жизни и смерти, так высоко, так объемно, так страшно и так бесстрашно, что жизнь переставала казаться ценной…

Получается, чтовысшая степень учебы, она – на грани жизни и смерти. А не умираем мы и не кончаем с собой потому, что не поднимаемся до таких высот…Боимся…А творцы не боятся. И когда кому-то из них говорят: «Ты нас уже всех достал…», он отвечает:«Да, вас-то я всех достал, а себя я еще не достал…»

И вновь вспомнился мне рай,

и Древо познания с его плодами,

и подошедшие к нему Адам и Ева, которые тогда всему учились, но не знали, что каждым своим шагом они программируют всю последующую жизнь человечества…

Сказала Ева:«Ты попробуй…»

Адам стоял и все молчал.

Он знал, что Ева хочет, чтобы

Он возмущался и кричал,

Что надоело подчиняться,

Все делать, как велит она,

Что должен он сопротивляться,

Что ей послушность не нужна.

Хотя и требует и просит

И глазом хитренько косит.

А он вопросов не выносит

И думать – голова болит.

И, видя, что он медлит, Ева

Сама тугой сорвала плод…

Так от какого-то там древа

Пошел весь человечий род…

Герман Арутюнов.

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

Вам понравится

Смотрят также:Герман Арутюнов

Оставить комментарий