Герман Арутюнов: Глава 30. Как не потерять интерес к людям
По-латински интерес означает проникновение внутрь, внутри.Быть внутри чего-то, своего собеседника, его пристрастий и переживаний.Не случайно в Библии повторяется:«познал Адам Еву, Авраам — Сару, Исаак — Ревеку, Иаков – Рахиль»и так далее.И утрата интереса – попытка освободиться.
Но это когда интерес движет развитием в материальном мире. Для духовного интереса не обязательно проникнуть в суть, достаточно просто присоединиться. Потому что в параллельных мирах нет трехмерности, там не надо проникать, двигаться куда-то вперед.
Каждый интерес — загадка
Почему интерес появляется, это понятно – по закону возникновения и продолжения жизни. Вся жизнь держится на интересе. Без него ничего не происходит. Любое живое существо исследует мир ради утоления голода, обустройства или продления жизни. Даже столкновения в космосе случайны лишь на первый взгляд. Всегда у сближающихся тел есть некая явная или тайная общность, которая их и притягивает. Так и любой наш интерес возникает всегда не случайно – значитьесть нечто общее.
А вот почему интерес утрачивается, тут много причин. По аналогиитеряется нечто общее.Каждый может вспомнить свои детские обиды, когда что-то было не по-его. Поставленный в угол, ребенок думал:«Вот, пусть умру, тогда они поймут, какие они плохие, какой я был хороший и кого они потеряли»…То есть наш интерес к кому-то или к чему-то иногда пропадает, когда нам не идут навстречу, не делают, так как мы хотим.
Не всегда, но не редко интерес пропадает именно из-за того, что что-то происходит не так как мы хотим. Не по нашему хотению, не по нашему веленью. И это типично. Дети и родители. Мужья и жены. Начальники и подчиненные. Ученики и учителя. Сослуживцы. Родственники. Когда к человеку всей душой, а он в силу каких-то тайных причин (занят или не хочет или просто что-то не нравится) к тебе спиной. И это вызывает раздражение, непонимание, обиду, отчаяние и даже ненависть. Из таких противостояний возникают трагедии и даже преступления. Отсюда сказка«По щучьему велению», где все происходило, именно как хотел главный герой.
Американский писатель Эрнест Хемингуэй (1899-1961) из эгоизма смотрел в кино только экранизации своих произведений. И ему не везло – режиссеры перелопачивали события и героев так, что от автора мало что оставалось. Стрессы накапливались, и кончилось это тем, что, когда его последнюю книгу очередной режиссер снова перелопатил до неузнаваемости, писатель застрелился. И действительно, кроме «Старика и море» все экранизации его произведений были пиратски переделаны, так что и после каждой переделки можно было придти в отчаяние.
Или наш поэт Сергей Есенин. Его деревенская избяная Русь не вписывалась в железную поступь красного коня революции. И ему все время об этом напоминали. Ему говорили:«У тебя же такой образный язык, ты такой талантливый, попробуй напиши что-то героическое про нашу Красную армию, про большевиков, про чекистов…»А он, может, и пробовал, но знал, что это не его, ему это чуждо и не нужно.. В итоге в 30 лет покончил с собой.
Еще один пример – Джек Лондон, его роман «Мартин Идэн», в котором герой тоже кончает жизнь самоубийством, причем, на пике своей славы. От неприятия обществом его, молодого, когда он был полон сил, таланта и энергии, когда фантанировал идеями.. Он сотни раз посылал свои рассказы в разные редакции и издательства и везде его отвергали. А потом, когда он стал известным, пришла долгожданная слава, и уже у него просили хоть что-нибудь для публикации, когда он уже исписался, а тот, которого они так хотели, уже не было на свете. И это была обида, отчаяние, и он потерял интерес ко всему, к жизни.
То есть одна из причин утраты интереса к делу, к жизни, к людям, ко всему – это какая-то невидимая грань, между невероятными усилиями и неудачей. Когда мы переступаем эту грань, происходит потрясение, какой-то переворот в душе, переоценка ценностей, глубокое разочарование.
Хотяпо идее ни у кого не должен пропадать интерес к жизни, потому что сама суть жизни построена на интересе.. Почему мир вокруг нас не погибает, а все время обновляется? Потому что все живое на земле все время испытывает интерес друг к другу, сближается и рождает себе подобных. Микробы, насекомые, рыбы, птицы, животные, человек – всеем этим движет какой-то интерес. Даже цветы и деревья. Как в песне:«Как бы мне, рябине, к дубу перебраться…»
То естьне должен никакой интерес ни у кого ни к чему и ни к кому утрачиваться.Потому что он основан на главном механизме жизни – борьбе и единстве противоположных сил. Это их единство и борьба движут миром. Взаимодействие этих сил невозможно без интереса. И без утрат оно невозможно, потому что утраты обновляют и двигают поиск, обеспечивают биоразнообразие, рождение новых видов, видоизменение. Самцы разных видов сближаются со многими самками, идет смешение кровей и ДНК, рождаются новые формы. Женщина тоже склонна к смене партнеров, но это регулируется этическими нормами. А вне норм это происходит сплошь и рядом.
И тем не менее интерес утрачивается. Почему?
Причины самые разные и их множество. Одна из причин, например, это всеувеличивающаяся скорость жизни, когда все меньше времени на все, в том числе и друг на друга. И мы не хотим останавливаться, когда нужно остановиться, чтобы понять, почему человек говорит или делает не так как тебе удобно и привычно, как ты ожидаешь. Поэтому в Японии все больше молодежи не строит отношения в паре, а обращается в фирмы, где предоставляют биороботов, соглашающихся с тобой во всем или живых людей, но по замыслу фирмы играющих роль таких послушных и комфортных партнеров, с которыми удобно и легко.
Человек, живущий на скорости, все время торопится, привыкает, что все надо делать быстро, и торможение его раздражает. Емулегче нанять биоробота или актера, чем вникать в сложности характера партнера, пытаться понять его и пробовать как-то подстроиться к нему, даже отчасти изменяя себя.
Бескорыстный интерес
Понять, почему у него меняется настроение, почему он замыкается в себе, почему не хочет то, что раньше принимал с удовольствием…Зачем, когда за деньги ему предоставят готового партнера, который сам будет подлаживаться под тебя? И не надо будет перестраивать себя и отказываться от каких-то своих привычек и удовольствий. А с живым человеком волей-неволей будешь меняться. Иначе отношения рассыплются.
Конечно, масса людей, живущих в браке, все-таки приспосабливаются друг другу, не теряя при этом интерес. Но затрачивая при этом много усилий, потому что люди все разные, и постоянные нестыковки – это скорее правило, чем исключение. Они и должны быть, потому чтомужчина и женщина, ребенок и взрослый – это разные Вселенные, у каждого свой мир, который надо изучать, за которым надо наблюдать, над которым надо размышлять и в соответствии с выводами работать над собой, чтобы не было стрессов и конфликтов. Почему и говорят, что семья — это огромный труд. Почему так редки семьи, доживающие до серебряной и тем более до золотой свадьбы
Другая причина –плотность и разнообразие информации. Когда много информации, это создает напряжение, от которого устаешь, и надо делать усилия, чтобы устоять, разслоить нужное и ненужное, сделать выводы. На скорости это плохо удается, и люди раздражаются, переживают стрессы. Как следствие – утрачивается интерес. Буквально, чтобы не умереть. Да и способности тут нужны особые. Свойство концентрации, умение сосредоточиться, абстрагироваться от внешних раздражителей. Эти качества есть у разведчиков, которые в самых невероятных условиях разных помех запоминают все в деталях. Но это либо от природы либо тренировка. В обычной жизни человеку легче вырваться из такого негативного стрессового пространства, чем переделывать и развивать себя.
А с другой стороны некоторые таки приспосабливаются к скоростной жизни и успевают оценить ситуацию, скажем, успевают при личном скоротечном общении понять, нужно им это или нет.
Когда интересов слишком много
Третья причина –беспорядочность, хаотичность, непредсказуемость современной жизни. Раньше жизнь была обрядная, упорядоченная. Встречаясь, люди кланялись в пояс. Собираясь в гости, готовились. Все чинно, обстоятельно. Если даже гость неприятный, то ему не скажут об этом сразу. И это хорошо, потому что человек раскрывается не сразу. Как говорится«Встречают по одежке, а провожают по уму». А на скорости проводить по уму как раз и нет времени. При безобрядности современной жизни люди сплошь и рядом ошибаются, расходятся пары, распадаются семьи.
Четвертая причина –атеизм, безверие. Верующие люди живут медленнее. Уже хотя бы потому, что неловко и стыдно обращаться к Богу на бегу, как это уже встречается на Западе, где в церковь въезжают на машине или на минуту останавливаясь возле специального окна. Верующие приучены к смирению, к терпению. Если что-то им не нравится, не выскажут сразу и не спешат обвинять других, что сохраняет их интерес к жизни и к людям. Вера – понятие глубоко внутреннее, и это приучает и воспринимать все впечатления и события жизни не поверхностно, а глубинно, не торопясь с выводами.
Почему и говорят атеисты:«Покажите нам вашего Бога, где он?»Им нужно именно внешнее подтверждение и немедленно…А верующий скажет:« я не покажу вам Бога». Потому что Его нельзя увидеть, только почувствовать. А на слова«Тогда расскажи мне о своей вере»,верующий скажет:«Нет, не смогу рассказать, потому что это непередаваемо сразу, какими-то одними словами, да еще второпях…Нет, чтобы почувствовать, надо постоять на коленях перед иконой, затеплить свечечку, да покаяться перед батюшкой. Чтобы он накрыл тебяепитрахилью…и сказал: «Прощаются рабу Божиему такому-то все грехи…»
Интерес время от времени надо заводить
Эта быстрота, бесцеремонность, безобрядность – все это тоже приводит к утрате интереса людей друг к другу. Хотя при обрядности жизни этот интерес не пропал бы, потому что при обрядности человек объемен, терпелив, полон тайного смысла и тем самым привлекает к себе…
Пятая причина –пессимизм,уверенность, что все будет только хуже, а лучше уже никогда не будет…Какой смысл вообще чем-либо интересоваться, если все умрем?
Шестая причина –стереотипы мышления. Жизнь тебя только собирается чем-то коснуться, а ты уже на это что-то ярлык привесил и не ждешь ничего хорошего. Ничего хорошего и не происходит. Наоборот, от этой безысходности теряется ко всему интерес.
Седьмая причина –когда все вмешиваются в твою жизнь…Типичная ситуация с подростками. До 12 лет он всем интересовался, ходил в самые разные кружки и факультативы, а в 13 как отрезало — целый день сидит за компьютером в Интернете или вообще болтается на улице со шпаной. А почему, потому что папа предлагает заниматься футболом, мама – фигурным катанием, дедушка – судостроением, а бабушка – балетом…
На дороге интереса
Восьмая причина –мало собственных интересов. Нельзя интересоваться тем, что ты совсем не знаешь. И наоборот – один интерес притягивает другие…Раз тебе что-то интересно, то невольно думаешь, что и в чем-то другом будет не менее интересно…Лезешь по этой лесенке вверх, и с новой высоты тебе открывается много нового…
Девятая причина утраты интереса,когда душат твой интерес: криком, грубостью, наказаниями, невыполнением обещаний, навязыванием другого интереса. Когда ребенок хочет чего-то, а ему не дают или запрещают.
— Мама, хочу хомячка.
— Ты сам похож на хомячка…
И ребенок смотрит на себя в зеркало и плачет: Да-а-а, похож…
Или машинка, которую отец обещал купить в получку, но так и не купил….Мы тебе купим что-нибудь еще.
И ребенок замыкается в себе:«Ничего больше не хочу, вы обещаете, а сами обманываете…»
Десятая причина –сложность живого человека. Это когда в Японии молодежь вместо живых сверстников общается с нанятыми или с биороботами. На вопрос «почему», например, мужчина отвечает:«Я с девушкой в ресторане час посидел, у меня стресс. С живым человеком сложнее, не знаешь, чего от него ждать, он спорит, не соглашается, еще и подсмеивается. Что же мне все бросать и заниматься только ей? У меня на работе при приличной зарплате хватает сложностей. И мне легче нанять кого-нибудь, чем сталкиваться с новыми сложностями от общения с живым человеком»…
Одиннадцатая причина –лень и меньше усилий. Что происходит в искусстве? Зачем тратить силы и время на шедевр, как, например Карл Брюллов на картину «Гибель Помпеи», которую он писал несколько лет и на которой сотни самых разных персонажей, если можно что-то быстро слепить и назвать замысловато, чтобы привлечь внимание. Типа«Нос глазами ушей»или«Звук под прямым углом». Или художник берет хвост кота, макает в краску и ляпает несколько раз по чистому холсту. И пишет название «Апробация». Все равно никто не понимает ни значения этого слова, ни того, что изображено.
То же самое с блоггерами. Зачем тратить усилия на создание какого-то киношедевра, когда можно выехать на встречную полосу на дороге, столкнуться с несколькими машинами и выложить видео в Интернет со словами:«Вот как клево».И такому лихому блоггеру наплевать, что кто-то погиб, кто-то ранен, главное – его ролик посмотрело семь миллионов человек, и вследствие этого на него вышли рекламодатели, что ему принесло полмиллиона долларов. На эти деньги он наймет дорогого адвоката и тот спасет его от тюрьмы и даже от суда.
То есть зачем какой-то глубокий интерес к теме и материалу, зачем интерес к искусству художника или скульптора, режиссера или писателя, когда можно привлечь внимание более быстрым и не требующим никакого труда путем?
Почему у нас утрачивается интерес к фольклору, к народным песням, танцам, к обрядам, к традициям? Потому что постижение народной культуры требует огромного ежедневного труда, медленного постепенного изучения, глубокого понимания. Тогда многое, даже с виду примитивное, откроется своей глубинной гранью…Нет, народ в массе своей не хочет постигать и изучать, ему легче и комфортней увлечься ритмом и внешним разнообразием, тем, что не требует большой самоотдачи.
Двенадцатая причина –когда исчезает связующее звено.В каждых родственных связях есть какая-то наиболее активная семья, в которой все собираются по праздникам. Скажем, на Новый год все приезжают к дедушке, у которого большой дом и всегда накрытый стол и радушный прием. А умирает дедушка, и родственники больше не собираются. Почему? Потому, что некому их теперь собирать. То есть у них есть некоторый интерес другу к другу, но недостаточно сильный, чтобы собираться. И дед их подталкивал, напоминал, звал.
А не стало его, некому стало собирать народ. Родовые связи разорвались.
Почему семейные люди не желают продолжать имеющиеся отношения? Некоторые считают, что этоприродный инстинкт постоянного поиска чего-то нового, кого-то другого, поиска нового партнера… Другие люди помогают человеку открыть в нем то, что он и сам о себе еще не знает…
Другие на личном опыте делают вывод, что теряется интерес к человеку тогда, когда он открывается целиком и ничего в нем непознанного не остается…Или, когда человек предсказуем…то есть от него не жди никаких сюрпризов…просто один и тот же образ жизни, И тогда, зная человека много лет, кажется, что ничего нового уже быть не может. И в человеке всегда должна оставаться какая-то хотя бы небольшая загадка, непредсказуемость.
А третьи считают, что это от молодости, что с возрастом уже начинает нравится что-то постоянное, одно и то же. Как вечная ценность, как семья, как родные люди. И наоборот. интерес растет, если человек открывается по мере того, как его познаешь.
Один из главных вопросов, который волнует прочные семейные пары: как сохранить влечение друг к другу на протяжении многих лет?
Джордан Грей, психолог, сексолог, автор книг об отношениях, ведущий тренингов, провёл опрос среди пар с разным стажем совместной жизни: от молодожёнов до супругов, женатых больше 50 лет. Результаты подтвердили: сексуальная привлекательность партнёра в наших глазах меняется, как приливы и отливы. Поэтому Д.Грей советует:
«Когда вы физически рядом с любимыми, конечно, всё внимание отдавайте им. Но когда вы расстаётесь, пусть на пару часов, занимайтесь только своими делами. Перестаньте писать партнёру каждый день. Не отчитывайтесь о каждом шаге, отложите несколько тем для обсуждения до новой встречи. Устройте мальчишник или девичник, проведите выходные порознь или хотя бы сходите на тренировку в одиночестве.
Без ощущения независимости и автономности невозможно испытать радость от свидания и подумать о том, как вы цените каждый час, проведённый вместе.
Наш мозг работает особенным образом. Ему необходимо единство действий, слов и мыслей. Поэтому, когда вы ничего не делаете, чтобы укрепить ваши отношения, мозг выстраивает логическую цепочку: «Раз я ничего не делаю ради отношений, то я в них не заинтересован».
Но верно и обратное утверждение. Если вы чувствуете, как желание постепенно затухает, перенастройте свои мысли следующим образом: «Я столько сил вложил в наши отношения, значит, мой партнёр того стоит!»
Всё в нашей жизни рано или поздно заканчивается. Люди смертны. Ваши отношения неизбежно закончатся. Но как бы вы смотрели на партнёра в последнюю встречу? Что бы вы делали, если бы знали, что это ваш последний уикэнд? Вы бы чаще стали говорить о любви? Вы бы вели себя мягче, нежнее, честнее по отношению к любимому? Вспоминайте время от времени, что всё кончается. Это поможет показать себя с лучшей стороны и побыть идеальным партнёром.»
Итак много причин приводит к утрате интереса к людям. Но и в утрате интересов есть свои плюсы. Как говорят«нет худа без добра». Вот несколько доводов…
«Иногда потери нужны и полезны. В итоге остаются грустные, но счастливые воспоминания…»
«Лишьутратив всё до конца, мы обретаем свободу и можем начать что-то новое, даже начать новую жизнь….Пример, с художником Модильяни.»
«Всё, что мы теряем, обязательнок нам вернётся, правда не всегда таки таким, как мы ожидаем.»
«Жизнь — это утраты. Места ушедших людей не заполняются.Они остаются пустотами. Сквозь них свистит ветер, но в них движется воздух новой жизни…»
Или вот несколько цитат из зарубежных классиков…
«Чем больше теряешь, тем большую силу получаешь взамен. .»
Эрих Мария Ремарк
«Только если окончательно расстанешься с человеком, начинаешь по-настоящему интересоваться тем, что его касается. Таков один из парадоксов любви. »
«Когда получаешь то, что долго ожидал, интерес к нему быстро пропадает.»
И, наконец, несколько цитат об утрате интереса и его причинах из отечественной классики.
«Она говорила разумно, как все бабы нашей улицы, и, должно быть, с этого вечера я потерял интерес к ней.».
Максим Горький, «В людях
«Он жаловался ей, что слишком много разговаривал здесь о своей книге и что потому все мысли о ней спутались у него и потеряли интерес. »
Толстой Л. Н., Анна Каренина
«Хозяйство, которое он вел, опротивело ему и потеряло для него всякий интерес. Несмотря на превосходный урожай, никогда ему не казалось, чтобы было столько неудач и столько враждебных отношений между им и мужиками…»
Толстой Л. Н., «Анна Каренина»
Но раз интерес так полезен, как не терять интерес ни к чему?
На протяжении веков об этом размышляли самые разные мыслители. И пришли к таким выводам….
Чтобы не потерять интерес к чему угодно (к вещам, к природе, к животным) и к кому угодно (к себе, к миру, к людям),надо при появлении интереса сразу включать программу «Внимание, интерес!», развивать этот интерес и исследовать его.
Обижаться, что никому до тебя нет дела – глупо. На самом деледо тебя должно быть дело только немногим. И это нормально. Это для того, чтобы каждый собирал, развивал, исследовал свои интересы и не разменивался на чужие.Наш интерес ко всему потому и теряется, что мы понимаем, что это не наше.
Лучше потерять какой-то интерес, чем себя
Чтобы люди были интересны, надо знать, что у каждого своя миссия. Понимание этого создает уважение. А оно располагает к себе. Люди, если им что-то близко, раскрываются..
Наверное, судьба специально по нескольку раз сводит нас с людьми, которые кажутся нам не родными, чтобы мы могли однажды встретить кого-то и, сравнивая, понять, что это тот самый единственный нужный нам человек…
Трудно долго всерьез говорить о серьезных вещах. Иногда полезно взглянуть на проблему и под ироническим углом. Например, так:
«Вдруг к людям потерял я интерес
Дела мне их теперь по барабану.
Но для чего-то важного воскрес,
Как будто вылез вдруг из-под дивана.
Не надо мне теперь кому-то врать,
Отказывать, просить и соглашаться,
Не надо больше с кем-то поддавать,
Чтобы важней чем есть себе казаться.
Теперь могу весь мир перевернуть,
Когда меня никто не допекает.
В сознаньи может Истина блеснуть,
Которую никто еще не знает.
На крыльях одиночества парю
Достиг высот, лечу все выше, выше.
Как никогда свободен и творю…
Не видя, что меня никто не слышит….»
Герман Арутюнов.