Герман Арутюнов

Герман Арутюнов: Совесть – голос Бога

Укоры совести близки к печали…

Все происходит не случайно. Как и тема совесть сегодня. Сейчас как раз такое время, когда есть возможность подумать над тем, до чего раньше просто руки не доходили.

Так вот совесть – это нечто такое, до чего у человека никак не доходят руки, Потому что это, быть может, самое важное, что есть у нас в жизни. Как Кощеева смерть – в иголке, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дубе, а дуб на сказочном острове, до которого никто не знает, как доплыть. 

Почему такая аллегория о скрытности и недосягаемости совести7 Потому что совесть глубоко скрыта в нас и проявляется очень редко, во время душевных волнений или даже стрессов. Наверное, поэтому некоторые говорят, что совесть находится в тайнике нашей души…который открывается редко. Почему? Потому что самое ценное всегда прячется за семью печатями.

И бывает так, что человек всю жизнь догадывается о совести, думает о совести, но до нее так и не добирается. Редкий случай, но так, наверное, тоже бывает. Так что такое совесть, после таких слов, что это самое ценное, самое тайное…На самом деле никто точно и не ответит на этот вопрос. Именно поэтому, что она редко себя проявляет, что за семью печатями, что редко дает повод говорить о себе. И во всей человеческой истории о совести по той же причине люди стали задумываться довольно поздно – в 18 веке, в эпоху просвещения. И в Древнем Египте, и в Древней Греции, и в Древнем Риме не найти четких определений.

Сенека, например, говорил, что совесть – наш лучший подсказчик и советчик в трудные минуты жизни, но что это, он не говорил. Сократ говорил, что он слушается внутреннего голоса, тот ему подсказывает, что делать, как жить, но что это за голос, он не говорил.

Многие великие люди разных времен и народов говорят, что совесть – это Бог.

Например, Лев Толстой:

«Совесть – это память общества, ощущаемая отдельным человеком…»

То есть это голос Бога. А Бог – это все человечество в духовном плане. Как Солярис, мыслящий океан, у Станислава Лемма или у Тарковского. Мысли и чувства всех людей, которые жили до нас и живут сейчас, то есть все человечество за все времена. И это Бог.

Или Вольтер: «Угрызения совести – это единственная добродетель, остающаяся у человека…»

Или Иммануил Кант: «Совесть — это закон, живущий в нас…»

Или Эммануэль Сведенборг: «Совесть есть присутствие Бога в человеке.»

Или Николай Бердяев: «Совесть есть воспоминание о боге…»

Или Фазиль Искандер:

«Дарвина великие старанья, 

Эволюции всемирная волна. 

Если жизнь – борьба за выживанье, 

Совесть абсолютно не нужна…

Говорить, конечно, можно много, 

Многое понятно между строк. 

Совесть есть, друзья, реальность Бога, 

И реальность совести есть Бог.»


Может быть, поэтому мне, например, интересно рассматривать все темы, в том числе и эту, с Создателя. Раз мы созданы по образу и подобию Божиему, значит, задумавшись о совести у Бога, мы поймем что-то и про совесть в нас. Что, если посмотреть на совесть под углом Творца, то есть, зачем ему совесть? Возможно, совесть понадобилась Создателю как защита от собственной безнаказанности и вседозволенности, от безграничности и безразмерности. Скажем, захочется ему создать не только мир, но и чудовище, которое погубит мир. Это соблазн – посмотреть, как мир погибнет. Но так и не создашь ничего, потому что мысли созидания приходят нам так же как и мысли разрушения. Или безграничность Бога, его всемогущество, что это такое? Это, если он создает мир, подобный нашему земному, то когда остановиться? И на чем? Ведь в любой момент он может захотеть что-то улучшить. И тогда, как Леонардо да Винчи, который так и не закончил много начатых им картин и статуй, никогда не закончит…

И вот этим мы отличаемся от мира природы. Потому что природа ограничена, в отличие от человека, который всегда способен слететь со всех своих катушек. А в природе в каждой структуре есть своя программа, везде четкие программы жизни и поведения:

атом,

молекула,

клетка,

снежинка,

растения,

насекомые,

рыбы,

птицы,

животные…

И никто не переходит эти рамки. Медведь не будет взлететь, не будет пытаться глубоко нырять, и с обрыва тоже не будет прыгать, в отличие от человека. И медвежонок, если лезет на дерево, то до определенной высоты, чтобы, если сорвется, не разбиться.

Человек в этом плане безграничен. И в подлости своей и в доброте своей. И в своей любви и в своей ненависти. И бесконтролен. Сколько примеров, когда туристы бьются насмерть, упав с какой-то горы. Хотя там предупреждающие надписи…И дайверы погибают, нырнув глубже, чем разрешается…Как Мартин Иден, герой романа Джека Лондона, нырнул так глубоко, чтобы не хватило воздуха на обратный путь…В этом плане человек безграничен и может безгранично развиваться. И в своих хороших замыслах и в злых и коварных. Почему говорят, что творческого человека очень трудно остановить? Нетворческого остановить легче…

То есть совесть эта некоторая программа защиты человека от самого себя…Если вспомнить Адама и Еву, то они ходили по эдемскому саду, пока не подошли к Древу познания. А что такое Древо познания – это дверь в безграничное познание окружающего мира. Вся живая природа, входя в эту Тверь, познает мир в своем ограниченном пространстве, каждая структура – свою программу. И только человек безграничен. И Творец подумал, как его ограничить. Иначе это будет познание без границ. И он предложил Адаму и Еве вкусить от Древа познания. И они сразу почувствовали ограничение. Через стыд. Через совесть. 

Они почувствовали себя нагими. А почувствовать себя нагим и начать стесняться, это первые рамки, первые сомнения, начало работы вот этого ограничителя, который стал совестью. Первое ограничение, которое стало действовать во всем. Во всем обозначились границы, пределы. И была сформирована программа оповещения об опасности. Мол, здесь надо остановиться или ждет что-то неприятное, даже опасное.

Видимо, у Творца возникла такая ситуация, когда он сам, создавая мир, почувствовал, что если не остановится, то все разрушит. Может быть, поэтому он создал мир не в один день, а в шесть. Каждый день у него возникало чувство предела. И когда он создал мир и поселил в него человека, то почувствовал, что теперь надо отойти в сторону. Отойти в сторону и посмотреть, что будет делать человек. Хотя, наверное, хотелось ему еще что-то добавить.

Но он понял, что он сделал свое дело, а дальше уже эксперимент должен развиваться без него. Да, он – высшее существо и может делать то, что хочет. Но совесть ему подсказала, что надо остановиться и дать шанс другим. И такая же программа заложилась в человеке. Время от времени у нас возникает чувство сомнения, опасности или предела. Когда сил еще много, или много желания, но возникает чувство, что достаточно, что надо остановиться…Видимо, и сейчас смотрит и время от времени хочет вмещаться, но останавливает совесть, предел, который будет теперь сопровождать человека и в нужный момент его предупреждать и останавливать….

А что, если не останавливать?. Мы видим на живых примерах творческих людей, которые создавали и сами разрушали созданный ими мир, на примерах истории, на примерах самоубийств. Примеры, когда человек вовремя не послушался голоса совести. Почему я говорю о творческих людях и тем более великих людях? Потому что у простых людей нет такого напряжения и такой высоты, на которую они поднимаются. У них редко включается ощущение Бога и вседозволенности, когда человек уже не слышит голос совести…

Есть ли совесть у животных? Нет. Потому что тогда животное бы стало человеком. Чем человек отличается от животных? Тем, что делает что-то, выходящее за рамки простых жизненных потребностей: утолить голод, поспать, обустроить жилище, завести потомство, заботиться о малышах…Животные не выходят за рамки жизненно важных потребностей. Медведь убил лося и не испытывает угрызений совести, потому что все в рамках инстинкта.

А вот, когда человек начал рисовать углем на стенах пещеры, это уже не утоление голода. Это что-то, выходящее за рамки инстинктов, это творчество, это не для чего, непонятно, для чего…То есть совесть – это тоже нечто выходящее за рамки…за привычные рамки бытия…самое высшее из качеств, которые даны человеку. Наверное, потому что человек в отличие от животных все время выходит за рамки. В том числе и в жизненных потребностях.

Животные, птицы, рыбы не едят со скуки или от желания попробовать что-то изысканное, если есть не хочется. А человек сплошь и рядом…выходит за рамки программы. И не хочется есть, а ест. Организму не нужно, а человек перенервничал, и психика ломает все программы. Или от того, что интересно. Новое блюдо, новый вкус. Хотя сыт. Или та же еда по-новому выглядит. Опять обман программы насыщения. Комплимент человеку во время еды (как красиво ты ешь или как аппетитно ты жуешь) может вызвать у него приступ аппетита, хоть и сыт. То есть у человека на то, что он делает, влияет характер познания, то, что он видит, слышит, обоняет, трогает, пробует на вкус.

В природе все органы чувств ограничены четкими целями. Скажем, животное смотрит, чтобы определить, где пища или опасность, далеко ли до нее, успею ли догнать или убежать, чтобы спастись.  И это границы во всем, которые делают всю жизнь природы строго целевой, предсказумой и прогнозируемой. А у человека каждый орган восприятия не ограничен целесообразностью, свойственной природе, у него везде подключается ум, оценка, чувство красоты, кураж, проверка на могу или не могу. Он может увидеть льва, но вместо того, чтобы мгновенно залезть на дерево, он может подумать: как лев красив. И еще тысячи оттенков. И это размывает границы. Делает человека безграничным. включаются тысячи более тонких чувств. Вот тут и нужна совесть. И в то же время она эволюционно появляется как самое высшее и самое сложно чувство в человеке. И она помогает обозначить границы. Причем, очень тонкие, еле заметные, заросшие временем. И тем не менее. Не отданный много лет назад долг или нанесенная обида могут мучить всю жизнь и не давать покоя.

А человек безграничен в своем творчестве и своих желаниях. Вот художник, пьет, и сегодня выпил как всегда. И он собрался писать картину восход (или закат) солнца. И он подходит к пропасти, потому что так обостряются все его чувства, и приходит вдохновение. А тут совесть ему говорит: Остановись. Да, картина перед тобой открывается невероятная, и, чем ближе к краю пропасти, тем больше обостряются все твои чувства, и расширяется сознание. Но дальше нельзя, это уже опасно, ты можешь погибнуть. А он ей говорит: Именно то, что я в любой момент могу расстаться с жизнью, и двигает меня вперед, потому что передо мной на этой грани открываются невиданные горизонты и новые краски…И вообще ничто так не обостряет мои чувства как вот эта опасность расстаться с жизнью…Совесть говорит: Ты не понимаешь, что вообще можешь расстаться с жизнью? Он говорит: Ну и что? И продолжает идти к краю…И падает в пропасть…

И такие случаи, наверное, происходили во все времена и во всех странах. И тысячи раз совесть спасала таких художников от смерти. Но иногда и не спасала.

Кому совесть нужнее, мужчине или женщине, детям или родителям?

Наверное, мужчине, потому что на нем ответственность. А женщине удобнее быть ведомой. Конечно, бывают исключения. Но и женщины, которые берут на себя ответственность и тянут воз жизни, им часто хочется почувствовать себя женщиной, прислониться к мужскому плечу. А ведущему совесть нужнее, потому что во время его остановит, если нужно, или если он рискует. Она остановит в нем Творца, который окажется на грани жизни и смерти…или даже на граю гибели…

Детям или Родителям? Детям. У родителей ответственность и совесть пробуждается чаще…Поэтому они детей не бросают даже когда дети выросли. А вот детям, когда они вырастают, совесть нужна, чтобы помнили о слабеющих родителях, бабушках и дедушках, которым нужна помощь. А в детстве о совести вспоминать вообще некогда. Тебя держит совесть родителей и куча дел, которые на тебя нагружают взрослые…

Есть ли совесть в атоме, молекуле, клетке?

В атоме, молекуле, клетке человека – да. Во все остальной природе – нет.

Развивается ли совесть в обществе, в истории или она неизменна?

Думаю, не развивается. Потому что в обществе совесть является механизмом, намечающим, называющим и выстраивающим границы. Но носителем совести всегда остается человек. А в человеке совесть всегда одна и та же. Она всегда предупреждает, предостерегает, пилит…тихо или громко, но всегда одинаково…

В детстве на каком-то этапе она включается, и после нескольких включений становится программой. Но мы не знаем, сколько раз она должна включиться, чтобы стать программой. Это великая тайна. Наверное, чем больше возможности человека как творца (то есть чем больше он может создать и разрушить), тем чаще и сильнее включается совесть…Чингисхан, например, только официально (что подтверждено источниками) уничтожил почти 12 млн человек. А историки говорят, что и все 40 млн (11 процентов населения планеты в 13 веке). Его, наверное, мучила совесть. Только мы об этом не знаем.

Есть ли совесть у великих, или они «Избавлены от этой химеры»?

СовеСовесть великих, она, конечно, есть. Но они либо держат в клетке, либо как Гитлер, убивают ее, тем более, если она им кажется химерой – страшным чудовищем с головой льва, телом козы и хвостом в виде змеи. Гитлер был не совсем нормален психически и, возможно, чувствуя укоры совести, так и представлял ее себе страшным чудовищем, которое будет тебя терзать, пока его не уничтожишь. У Чингизхана совесть, наверное, была и проявлялась в заботе о близких. Была ли совесть у Наполеона? Наверное, раз старался выполнять свои обещания. Великих совесть не мучает, если сильнее долг. 

Например, военоначальник бросает в бой несколько армий, понимая, что все погибнут, но иначе не устоять. У Маршалла Жукова была своя совесть. То есть в каждой совести надо разбираться, потому что за ней стоит сам человек со всей своей жизнью. Но совесть людей никто не изучает. Разбирают архив умершего писателя, а вот его совесть никого не интересует. Хотя это самое высшее, что Бог вложил в человека. Так что в будущем, наверное, биографы будут изучать прежде всего совесть великих людей, чтобы понять какими они были.

Влияет ли совесть на здоровье и иммунитет?

Конечно, влияет, но это надо разбираться. У Жукова было несколько инфарктов, у каждого великого человека, управляющего людьми, постоянные стрессы…Чем больше людей зависит от одного человека, тем больше у этого человека  столкновений совести и долга. Почему в скиты, в уединение уходили святые, обрубая свою связь с внешним миром? Чтобы снять с себя ответственность, чтобы она уже бы не мешала совести.

Почему общество перестало воспитывать совесть, привлекать внимание к ней. Почему совесть ушла из педагогики?

Потому что мы соблазнились капитализмом и увлеклись гонкой за материальными благами. Общество провозгласило главной целью – благосостояние. 

Если спросить прохожего на улице: что он хочет, чтоб было в его жизни?

Он ответит: чтоб моя семья была жива, здорова, благополучна. 

— А как вы хотите, чтобы это осуществлялось? 

— Ну,  как…, увеличением капитала,  достатка в семье, процветанием бизнеса…

— Для чего?

— Чтобы подстраховать себя.

— Но у вас же есть 10 миллионов на книжке.

— Да, 10 миллионов есть, но и риски возрастают Чем круче бизнес.

— Так вернитесь к тому времени, когда капитал был миллион и было спокойнее.

— Не могу, уже все закручено, все вложено, все крутится…Наоборот, надо наращивать капитал.

— Зачем?

— Будет надежнее тыл. И возможности больше.

— Но ведь и риски возрастут.

— Да, возрастут. Но не могу уже остановиться.

И такое происходит не только у нас, во всем мире. Везде, где капитализм. И тут не до совести. Все, кто что-то производит, или работает на услугах и получает прибыль, уже не может остановиться.

То есть в обществе потребления совесть спит крепким сном. А, если просыпается, люди говорят: ну-ка включи-ка музыку погромче, а то нудит тут что-то, отдыхать мешает…Да еще упрекает, что у каждого уже по несколько комнат в доме и по две-три машины…у жены – стилист, парикмахер, массажист, фитнес-тренер, портниха, психолог…Хочешь открыть свой салон красоты… Да еще подсмеивается: «На Мальдивы собралась? Нет поедешь к бабушке в село Перхушково…там на огороде здоровье поправить…»

То есть совесть предупреждает: остановись, пока не поздно…Какие-то блага есть, и хватит…Не надо ради новых благ загонять себя в ярмо гонщика за лучшей жизнью…Но человек, завороженный новыми горизонтами и перспективами выйти на новый уровень благосостояния, уже не может остановиться…Как богатый на солнечной горе…

Почему  при социализме уделяли внимание совести, ее понятие входило в воспитание? Потому что не было личных капиталов, не было прибыли и не было гонки за все новыми и новыми благами…Почему сейчас самый гуманный капитализм в Северных странах – Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании? Потому что там капитал ограничен высокими налогами. Чем выше прибыль, тем выше налог. И обогащаются не капиталисты, а государство. Там даже есть налог на прирост капитала. То есть безграничной гонке за благами положен предел… И нет соблазна безудержного обогащения…

А в других странах, в том числе и у нас, зарабатывай сколько хочешь….И жизнь свою, пожалуйста, позволено, можешь в каторгу превратить в погоне за этими неограниченными благами.

Что будет с совестью, исчезнет ли она, как хвост, или станет важнейшей духовной ценностью и войдет в программу педагогики?

Она не исчезнет, а наоборот, станет важным инструментом воспитания. Но произойдет это тогда, когда возмутится природа и снесет несколько мегаполисов по всей планете…как источников мусора, материального и духовного…И люди поймут, что это повод прекратить раздутую гонку производства и начать тратить половину всех средств на восстановление природы…и повернут лицо к деревне…

Возможно, создадут даже мировое правительство, которое будет ставить и решать вопросы экологии по всем земле через головы правительств и контролировать работу очистных сооружений во всех странах. А сейчас очистку контролирует частный капитал, который ради прибылей сливает отходы втихую в реки и моря…И не останавливается производство не необходимых товаров (100 видов прокладок, 1000 видов туши для ресниц, 100 тысяч видов часов, 100 видов пены для бритья, кремов для лица, для рук и для ног, тени для век, шампуни, пластиковые пакеты и упаковки разных видов и форм).. Почему? Потому что есть спрос, подогреваемый рекламой, и есть прибыль. А природа не выдерживает.

Итак совесть – это Бог и наш внутренний голос, который в важные моменты жизни подсказывает, что нам надо делать. Во всяком случае, многие великие люди, задумываясь о совести, приходят к одному и тому же: совесть – это Бог. Это тайный голос, который идет из Всемирного духовного банка человечества.

И в то же время совесть, как записала однажды в своем дневнике Екатерина вторая: «есть внутреннее, тайное закрытое светило, которое освещает нас самих…» То есть это светило все время присутствует в нас и только и ждет, чтоб мы о нем вспомнили.

Поэтому, заканчивая тему по традиции своим стихотворением, я предлагаю всем заглянуть в себя. Недавно я в очередной раз посмотрел замечательный фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича» или как его еще назвали «Мне 20 лет». Его можно смотреть бесконечно, потому что в фильме много мыслей и важных вопросов. И там есть  кадр, где главному герою ночью во сне является его отец, тогда, 20 лет назад, такой же как он теперь, молодой, красивый. Как будто он в зеркале увидел самого себя. 

И я вдруг подумал, что в самом деле, 

Совесть – это каждый из нас, только идеальный, тот, каким мы могли бы стать и по идее должны стать. 

Но не становимся. И потому никогда не видим свою совесть в зеркале. И как-то само собой выстроилось такое стихотворение:

«Сижу и в зеркало гляжу.

Мороз по коже пробирает.

Себя я в нем не нахожу.

Туман поверхность заполняет.

А ведь всего-то и хотел

Увидеть совесть как явленье

Почувствовать этот предел,

Духовных таинств откровенье.

Но чей-то голос с высоты

Мне прошептал:  «Ты посягаешь…

Себя увидеть хочешь ты,

Каким ты никогда не станешь…»

Герман Арутюнов.

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

Вам понравится

Смотрят также:Герман Арутюнов

Оставить комментарий