Герман Арутюнов: Театр такс
Есть один загадочный момент в моей жизни – не могу спокойно смотреть на такс. Где только и когда только ни увижу таксу, сразу как бы впадаю в длительный транс-такс – улыбаюсь и начинаю неотрывно смотреть на нее, а если хозяева с ней уходят, иду за ними некоторое время, пока не сядут на трамвай или еще на какой-нибудь транспорт.
Чем объяснить такое завораживающее внимание к таксам? Наверное, потому чтоне каждая собака – театр, но каждая такса, потому что все, что такса ни делает, это театр.
Например, как такса бежит…
Если уши кому-то и помогают бежать, то не мне
Она бежит, вертляво подпрыгивая то на одной ножке, то на другой, вертя хвостиком, как пропеллером, ее кидает вверх и вниз, заваливая то на левую сторону, то на правую, то вперед, то назад… Лапы у ней то и дело вылетают из-под тела вкривь и вкось…
При этом одна часть ее тела ускоряется, так что она начинает крениться на бок и тормозить противоположной стороной тела, балансируя при этом хвостом. Хотя чем там балансировать…При том, что одновременно одна часть ее подпрыгивает (скажем, две передние лапы), то другая загребает (две задние). Или наоборот.
А корма…она у ней как в шторм то взлетает выше головы, то заваливается куда-то набок, то ее бросает как между волнами…
А уши…Они то вспархивают вверх, как бабочки, то падают вниз, как трубочки, то болтаются как лопухи или блины и хлопают таксу то по плечам, то по шее, то по ее собственному носу…
И, наконец, хвост…он то безвольно болтается в разные стороны как сломанный прутик, то через миг напрягается как пружина и стреляет туда-сюда, то стучит по задним лапам, часто часто, как барабанные палочки…
Главное, когда бежишь, не стоять на одной лапе
Но таксу все это нисколько не смущает и не отвлекает от такого несуразного бега вразнос. Потому что она совсем не думает о том, как ей бежится, несется и подпрыгивается. Несмотря на несуразное тело и сумасшествие бега, бежится ей легко и весело, беззаботно и припеваючи…
Чудом мне кажутся две моих таксы, которые постоянно дают повод для смеха. Глядя на них, я все время улыбаюсь, а то и хохочу.
Такса действительно самое необычное, несуразное и смешное создание. Эта порода была селекционно выведена вXVвеке в Германии для норной охоты на барсука или лису. То есть, чтобы действовать в условиях узкой норы, хозяин которой сражается за свою жизнь. Как действовать? Сверх агрессивно и мощно. Таксы были натренированы на максимальную агрессию. В тесной норе они развивали мощность артиллерийского снаряда и умудрялись вцепиться хозяину норы в нос, чтобы потом тащить его за нос из норы.
И вот этот охотник, запрограммированный на огромную мощность и ярость, в мирной жизни с трудом регулирует свою мощь и реактивность. Часто не очень удачно. И каждый шаг таксы в таких условиях вываливается за разумные рамки. Такса, которая не на охоте, а в городе бежит за хозяином, против своей волипостоянно как бы опережает саму себя. Ее запрограммированность на невероятную мощь прямо-таки выплескивается в каждом ее разболтанном и развинченном шаге. А, поскольку сама она маленькая, лапки коротенькие и кривенькие, то каждый шаг получается вкривь и вкось, то короче то длиннее. И это очень комично. Тело тоже вываливается из своей формы то вправо то влево, то взад, то вперед. …Невероятное существо…
Я ведь предупреждала, что люблю пошутить
А как такса подпрыгивает, повизгивает, похрюкивает и радостно подтявкивает, когда вы приходите домой, а она вас встречает в прихожей. Как бешено стучит хвостиком по всему, что попадается ей на пути….А как бросается обниматься и целоваться, облизывает все лицо: волосы, лоб, глаза, нос, щеки, уши, шею…А потом, от переизбытка чувств и перетраты энергии бросается к миске на кухню и со страшной быстротой сметает с тарелки все, что недоела…
Такой вот театр такс…
Про такс рассказывают анекдоты. Например,
— Ваша такса подпускает к себе?
— Конечно, а как иначе она сможет вас укусить?
Про таксу шутливо говорят, что это доберман, выращенный под шкафом, а если заводить собаку, то таксу, чтобы все дети, выстроившись вдоль нее, могли ее гладить одновременно.
А с виду никак не догадаешься, что эта маленькая собачка — фантастическое существо, реактивный снаряд, атомная бомба, граната, шаровая молния, предназначенная для существования в невозможных для собак условиях – в барсучьих и лисьих норах….
На портале «Таксик.РУ!» размещено такое шутливое описание таксы…
«Такса – небольшое существо со скверным характером, примерно в полторы собаки в длину и пол-собаки в высоту. Ходовая часть таксы всепогодная, с приводом на все четыре лапы и хвост.
В передней части такса оснащена погрызо-разгрызочными зубами-хваталками, благодаря которым способна разгрызать все, что не прибито гвоздями. Задняя часть таксы имеет длинный прутик-хвост, которым она улыбается хозяевам или смущенно прячет под себя.
Нос таксы длинный, холодный и мокрый, обычно суется таксой в каждую щель. Им же, в помощь кривым и разноразмерным лапам, она неутомимо и маниакально роет нору в вашем одеяле.
Также задняя часть таксы часто получает шлепки газетой за применение погрызочно-разгрызочных зубов-хваталок.
По углам у таксы есть четыре короткие разной длины лапы с длинными когтями, которыми такса разрывает коврики перед дверью, свою подстилку и грядки с морковкой на даче.
Интеллект таксы — самый высокий среди низких собак, но напрочь отключается, если такса видит мячик, тапок или другую таксу.
Обитает такса обычно под диванами и шкафами, а также в норах, которые откапывает в постели хозяина, а также в куче белья и одежды, приготовленной для стирки.
Питается такса всем, что не успели достать у нее из пасти…»
Чем не театральный комический персонаж? Можно не ходить в театр, а иметь дома свой маленький бесплатный театр сатиры в виде таксы. И этот театр притягивает в первую очередь тех, кто отдал театру часть своей жизни.
У великой русской актрисы Марии Ермоловой была такса необычного для этой породы белоснежного окраса.
Прыжок кончается
У А. П. Чехова в Мелиховской усадьбе жили две забавные таксы, названные в честь самых популярных лекарств того времени, которые Чехов как врач частенько прописывал своим пациентам. Это были черненький наивный Бром Исаич, глаза которого Антон Павлович за их вечно скорбно-печальное выражение называл«глаза Левитана», и рыжая вредная Хина Марковна, которую он звал«страдалицей»за коротенькие, все в сборках, ножки и чуть ли не волочившееся по земле брюхо.
Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, клала ему на колени передние лапки и жалостливо-преданно смотрела в глаза. Лицо Чехова преобретало страдальческое выражение, и разбитым старческим голосом он говорил:«Хина Марковна!..Страдалица!…Вам ба лечь ба в больницу ба!…Вам ба там ба полегчало ба…»
Комплименты — это моя слабость
Или он с тревогой спрашивал Брома:«Бром Исаевич! Как же это можно? У отца архимандрита разболелся живот, и он пошел за кустик, а мальчишки вдруг подкрались и пустили в него из шпринцовки струю воды! Как же вы это допустили?»И Бром начинал к общему смеху обеспокоено крутить мордой и злобно ворчать…
Этих такс подарил Чехову его приятель, редактор петербургского журнала «Осколки» Николай Александрович Лейкин, и Антон Павлович время от времени докладывал Лейкину о поведении этих «подарков». Например, о том, что«Таксы сразу же построили всю усадьбу, выгребли из цветочных ящиков землю с посеянными семенами и разнесли калоши из передней по всем комнатам, а утром, когда я прогуливал их по саду, привели в ужас наших собак-дворян, которые отродясь не видали таких уродов…»
Своему издателю А. С. Суворину он сообщал:«У меня новость: две таксы — Бром и Хина, безобразной наружности собаки. Лапы кривые, тела длинные, но ум необыкновенный».
Чехов часами уморительно, так что все покатывались со смеху, в таком же духе, как насчет больницы, разговаривал со своими таксами, писал им письма из-за границы, с иронией рассказывал о них друзьям и знакомым.
Такса была любимой чеховской собачьей породой, происшедшей по его выражению от«скрещивания дворняги с крокодилом».Видимо, наблюдения за таксами рождали в его голове разные интересные сюжеты, поэтому он не раз называл таксу«самой писательской собакой».
Неудивительно, что в 2006 году подмосковный музей-усадьба Чехова в Мелихово, решил провести в усадьбе фестиваль «Таксы Чехова». Праздник был посвящен не только Брому Исаевичу и Хине Марковне, но и всем«собакам, которые умеют бегать под кроватями, и тем, кто их любит».
В программе — конкурсы для такс и их хозяев, названные в честь разных произведений Чехова.
Например, в конкурсе«Анна на шее»выигрывает та такса, которая дольше всех сможет просидеть на хозяйской шее без поддержки;
В конкурсе«Который из трех?»хозяину или хозяйке завязывают глаза и они на ощупь должны определить свою таксу среди трех.
В конкурсе«О любви»выявляется такса, которая дольше всего будет облизывать своего хозяина. Эксперты засекают время по секундомеру.
Конкурс«Душечка»— на самую обаятельную таксу, независимо от пола, которую выбирают зрители.
Я тоже хочу посмотреть
Соревнование«Дуэль»заключается в перетягивании таксами каната из сосисок. На канат добровольно скидываются участники.
В конкурсе«Толстый и тонкий»определяются самая упитанная и наиболее стройная такса.
А«Человек в футляре»— это карнавал-парад: участники должны одеть себя и своих собак по мотивам произведений Чехова и дефилировать под музыку.
Победителей, конечно, ждут призы, но даже если ваша такса не выиграла ни один конкурс, без сувенира она не останется: хозяева могут выбрать себе то, что придется по душе из огромной коробки с подарками.
В 2012 году сотрудники музея-усадьбы установили бронзовый памятник Брому и Хине в память о неравнодушии Чехова к таксам. И вскоре сама собой возникла примета – если потереть нос Брому Исаевичу или хвостик Хины Марковны, то обязательно поднимешься по карьерной лестнице или удачно выйдешь замуж. Естественно, теперь, приезжая в Мелихово, все суеверные граждане и особенно гражданки усердно трут нос и хвост таксам, так что тронутая медь сияет как начищенный купеческий самовар….То есть разыгрывается такой же маленький театральный спектакль, как в метро на станции«Площадь революции»возле бронзового пограничника с собакой…
У поэта и драматурга театра абсурда Даниила Хармса (1905-1942) тоже был кривоногий такс по имени Чти, что сам Хармс расшифровывал как «Чти-Память-Дня-Сражения-При-Фермопилах». Поведение Чти, видимо, и вдохновило его на стихотворение «Бульдог и таксик»:
«Над косточкой сидит бульдог,
Привязанный к столбу.
Подходит таксик маленький,
С морщинками на лбу.
«Послушайте, бульдог, бульдог! —
Сказал незваный гость. —
Позвольте мне, бульдог, бульдог,
Докушать эту кость».
Рычит бульдог на таксика:
«Не дам вам ничего!»
Бежит бульдог за таксиком,
А таксик от него.
Бегут они вокруг столба.
Как лев, бульдог рычит.
И цепь стучит вокруг столба,
Вокруг столба стучит.
Теперь бульдогу косточку
Не взять уже никак.
А таксик, взявши косточку,
Сказал бульдогу так:
«Пора мне на свидание,
Уж восемь без пяти,
Как поздно! До свидания!
Сидите на цепи!»
Писатель Владимир Набоков, обожавший такс, считал эту породу самой лицедейской и жалел, что не сотворил пьесу о таксах. Разве что о мальчике по имени Бокс, который жил у него очень долго, как всегда изысканно написал:«Он так стар, что устлан изнутри сновидениями о запахах прошлого…»
Согласно исследованию, опубликованному в журнале«Society & Animals»,хозяева собак часто смеются. Исследователи опросили ряд владельцев собак и владельцев кошек¸ и, проанализировав данные, пришли к выводу, что хозяева собак смеются чаще. Думаю, что владельцы такс смеются еще чаще. Находясь рядом с таксой, трудно оставаться серьезным.
Только выйду погулять, как вспоминаю, что забыла выключить утюг
Всю жизнь я мечтал иметь таксу. Но в детстве мама не разрешала – она была художник и при своей богемной жизни не представляла себе, кто будет об этой таксе заботиться. А потом уже в юные годы, в молодости и в зрелости мне как-то и не вспоминалось, что в детстве хотел иметь таксу. А потом все произошло само собой – родственники подарили мне таксу. Ее звали Доминика.
А тут как-то такса увидела муху. Первую весеннюю муху после долгой зимы. Она пролетает – такса вздрагивает. Пролетает – вздрагивает. Наконец, при очередном пролете щелк – клацнула пастью, пытаясь муху куснуть. Но куда там – промахнулась. На лице ее появилось скорбное выражение. То ли по недоступной мухе, то ли по своей неспособности ее поймать…Театр…
Однажды я написал объявление и выложил его в Интернет:
«Люблю такс и поэтому возьму на воспитание таксеночка, неважно, мальчика или девочку, но небольшого, чтобы потом, когда щенок вырастет с теленка, не искать мне потом хозяина со словами «вы говорили, что это щенок таксы, а оказалось карликовый бегемот»…
Позвонила дама, пригласила посмотреть годовалого мальчика по имени Карл. Я поехал. Встретила меня у подъезда своего дома. На поводке возле нее стоял не щенок таксы, но боец этой породы. Не знаю, готовят ли такс для собачьих боев, как бультерьеров или бульдогов, но здесь в глаза бросалась нескрываемая мощь. Причем, этот Карл, видимо, ходил, как какой-нибудь Гаккеншмидт, в фитнесклуб, потому что со всех сторон был накачан, точно его надули. К тому же он и вел себя как опытный бодибилдер, то есть поворачивался ко мне то одним боком то другим и напрягал мышцы, так что они наливались такой силой, что становилось страшно. Это тоже был театр, но театр таксы, вызывающий разные опасения. Я вежливо отказался.
Доминики, к сожалению, уже нет, а я все время вспоминаю эту самую удивительную таксу в моей жизни. Вот она сидит на кухне и смотрит мне в рот, когда я ем. Я спрашиваю строгим тоном:
«А что хорошая собака делает на кухне?»
Она поджимает хвост, убирает голову в плечи, глаза скашивает на кончик своего длинного носа и виновато и уныло-уныло, еле-еле бредет с кухни в коридор. Весь вид ее – это укор. Она как бы говорит:
«Каким же бессердечным надо быть, чтобы в такой момент выгонять меня с кухни!»
Ушла. Но из коридора торчит кончик ее длинного носа. Я говорю:
«А чей это нос там торчит из коридора?»
Нос исчезает.
Но я знаю, что на самом деле она не ушла, а только лишь отступила на два шага, чтобы нос не был виден. Потому что через какую-то минуту, длинный черный нос, как перископ подводной лодки, вновь начинает выдвигаться вперед для обзора. И так повторяется изо дня в день, и мне это никогда не надоедает. Почему? Театр.
Или, например, сцена с Доминикой, когда она собиралась есть морковку, которую я ей положил на тарелку. Я держал ее за длинные уши, не давая сделать шаг до тарелки. Она вначале смотрела, что будет дальше, потом, видя, что морковка рядом, а я ее не пускаю, начинала нерешительно скалиться, потом рычать. Я тоже рычал, под тон ее звукам подделываясь под нее. И так несколько секунд мы вместе рычали.
Потом я ее отпускал, она моментально переставала рычать и злиться, бежала к морковке и лихорадочно ела. Куда делась злость и даже ярость? Они исчезли, потому что были не настоящие, это была имитация. Она всего лишь показывала, что злится и укусит, если я этого не пойму…
Завтра опять понедельник…
Ну а самая веселая собачья песенка, которая ходит сейчас по Интернету, конечно, про такс, . И называется она «Веселая такса» (музыка Егора Шашина, слова Натальи Кузьминых):
«Длинные ушки, короткие ножки
И шерстки почти никакой.
«Я самая длинная в мире собака,
Отсюда проблемы порой.
Вчера я бродила по микрорайону
и только спустя три часа
заметила, что голова лишь гуляет,
из дома я вышла не вся».
Веселая такса по имени Клякса
Нигде никогда не грустит.
Веселая такса по имени Клякса
Всегда чем-то вас удивит.
«Однажды на море поехать хотела,
Где таксы должны отдыхать.
Сказали мне в кассе: «Такого вагона
Не сможем для вас подобрать».
На крышу я поезда тихо залезла
И только тогда поняла:
Бежать за вагонами все же придется,
Поедет одна голова.»
Герман Арутюнов.