Книги

Лики забытых Богов. Бог Эрос в древней культуре. Беседа с писательницей Ириной Егоровой

Книги писательницы Ирины Егоровой не являются привычным для нас чтивом. Это не фэнтези, не истории любви, не детективы. О мифологии, в принципе, мало кто у нас пишет. Да ещё о такой серьезной, о такой, о которой надо думать и размышлять и которую требуется осмысливать, поскольку через неё познаётся мир.

С этого и началась наша беседа.

— Ирина Аркадьевна, а почему мифология?

— Все началось с переводов Майера. Латинским языком мало кто владеет. Тем более, делает переводы с него. Мне захотелось попробовать. Но так часто бывает. Начинаешь с чего-то одного, с малого, а потом сама тема увлекает настолько, что ты углубляешься в неё все больше, так что в итоге она становится частью тебя, а сам ты окунаешься в её стихию, и уже хочется поделиться этим с другими, поделиться знаниями.

— Но последняя ваша книга была не Майер.

— Да. Это «Лики забытых богов», где идет разговор о божествах, которых мы забыли или не знали…


Заметки из нашего уникального исследования по древнему миру: "ЛИКИ ЗАБЫТЫХ БОГОВ: ЭРОС, ПРОТОГОН, ФОРТУНА, ТУТЕЛА. АВТОР ИРИНА ЕГОРОВА AKA SILIKUS". Информация после рекламы.

Заказать книгу через вконтакте сообщения, или по почте dostavka@mq2.ru, или в каталоге книг

При заказе до конца декабря 2024 года.

Наши книги можно купить:

1) ЛИКИ ЗАБЫТЫХ БОГОВ: ЭРОС, ПРОТОГОН, ФОРТУНА, ТУТЕЛА. АВТОР ИРИНА ЕГОРОВА AKA SILIKUS
Почта по России — 3000 рублей.

2) МИСТЕРИИ И МИФЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ГРЕЦИИ: ТАЙНОЕ ТАЙНЫХ (МИХАЭЛЬ МАЙЕР). АВТОР ПЕРЕВОДЧИК ИРИНА ЕГОРОВА AKA SILIKUS
Почта по России — 3000 рублей.

Комплект = Первая книга + Вторая = Комплект почта по России 4500 рублей.

Заказать книгу через вконтакте сообщения или по почте dostavka@mq2.ru или по телеграмму https://t.me/aka_silikus


— И среди них бог Эрос …

— Ну, конечно. Это один из главных древних богов.

— Ирина Аркадьевна, вопрос дилетанта. Бог Эрос — это эротика, столь модная в наше время?

— Давайте немного изменим постановку вопроса. Согласно традиционной античной мифологии, боги управляли стихиями. И не только это. Они управляли нашими чувствами. Сакральная тайна мироздания и творения человека связаны с богами древности.

Мы воспринимаем эротику как неотъемлемую часть секса и, говоря о неё, имеем в виду именно половое сношение. На самом деле, эротика связана с продолжением существования мира, с андрогинным божеством Айоном и первородным космическом яйцом, откуда и проистекает сама жизнь…

— А если перейти к богу Эросу…

— Тут тоже стоит прояснить ситуацию. И вести разговор об Эросе в том плане, как он возникал в мифологии. Так, философ и антиковед Алексей Лосев справедливо утверждает, что в теогонии Гомера Эрос как образ вовсе отсутствует.

Зато фигурирует символ Эроса, о котором я подробно рассказываю в книге. Как литературно-философский образ Эрос (Ἔρος)
появляется у Гесиода.

Здесь он выступает как порождённый Хаосом бог, олицетворяющий слепую силу, или космогоническую потенцию, организующую мир. Кроме того, для Гесиода он «между вечными всеми богами прекраснейший»; «покоряет души богов и людей и лишает
их рассужденья».

— Значит, согласно мировоззрению древних, хаос — бог, который создал Вселенную?

— Да, и Эрос – одна из главных его ипостасей.

— Ну а дальше?

— Дальше в популярной мифологии начинается разговор об Эросе – сыне Афродиты. Зевс приказывает прекраснейшей из богинь сразу же после рождения уничтожить младенца, дабы он не натворил бед. Однако Афродита решает не умерщвлять ребёнка, а произвести его на
свет вместе с его антиподом – Антеросом, который должен будет «уравновешивать» поступки брата. В дальнейшем Антерос выступает то как союзник, то как противник Эроса: порой он способствует взаимному влечению, а порой трансформирует безответную любовь в ненависть или мстит за отвергнутую симпатию.

— Давайте продолжим разговор об общеизвестном образе Эросе. Как происходило развитие его образа в культуре древних греков и римлян?

— В эллинистический период восприятие греками Эроса серьёзно изменилось. Если прежде на первый план выдвигалась идейная составляющая божества и все приписываемые ему поступки обуславливались понятием «бог любви», а поэты и мастера искусства создавали собственные символы для выражения его сущности и действенности, то теперь в центре внимания оказались персонифицированные черты, и личностная составляющая Эроса
приобрела почти полную независимость от понятийной.

Символическое поведение Эроса превратилось в очеловеченное, или персонализированное, а его новая личность уже не соответствовала тому благородному юноше, которого греки знали прежде, а принадлежала
распущенному подростку или шаловливому ребёнку. С этого времени в поэзии и изобразительном искусстве постоянными атрибутами Эроса стали лук и факел.

Например, Аполлоний Родосский описывал, как Эрос с Ганимедом, подобно людям, играли вместе в саду Зевса: в какой-то момент Эрос отбросил игрушку в сторону, и его нежно поцеловала
мать, а потом он схватился за лук и стрелы… В этом эпизоде все занятия Эроса исполнены неподдельной живости, и надо отметить, что до Аполлония ни у одного поэта древности Эрос таким не был.

— Словом, все стало происходить, как в мире людей… От божественного до присущего человеку – один шаг. И как же на поведение очеловеченного Эроса реагировала Афродита?

— В мифах Мосха Сиракузского описывалось, как Афродита призывала поймать сбежавшего от неё непослушного малыша Эроса. При этом поэт воспринимал божество персонифицировано, т. е. совершенно как человека. Многочисленные свидетельства подобного восприятия Эроса содержала и «Антология» Мелеагра, для которого «дерзкий отрок» Эрос был более могущественен, нежели Афродита. Вот почему, согласно взгляду Мелеагра, Эрос смеялся над хулой и оскорблениями, играл в кости и утверждал, что никчёмных людей следует продавать…

— Значит, в глазах некоторых философов Древности Эрос даже превосходил свою мать?

— Да, порой существенно. Ведь, помимо вышесказанного, скажем, в эпиграммах Мелеагр неоднократно намекал, что Эрос – автор разных изобретений в области искусства.

Для латинских поэтов Эрос был тем же, что и для поэтов александрийских. Например, для Невия Купидон – совсем маленький, а для Варрона Амур – дитя с факелом.

И пусть древние лирики, в их числе Катулл, ещё не умели по-настоящему персонифицировано изображать Амура, зато с этим блестяще справился Овидий, который, судя по всему, разделял здесь взгляды александрийцев.

К примеру, у Овидия история любви Аполлона к Дафне начиналась с личного оскорбления, которое нанёс Эросу Аполлон, насмехаясь над его луком, и тогда разгневанный Эрос пустил в Аполлона стрелу, вызывающую любовь, а в Дафну – наоборот, любовь изгоняющую… Образы триумфально шествующего Купидона и Купидона, затачивающего свои стрелы на окровавленном оселке, в древней литературе позднего периода явно превалировали над другими.

Беседовал Лазарь Модель


Заметки из нашего уникального исследования по древнему миру: "ЛИКИ ЗАБЫТЫХ БОГОВ: ЭРОС, ПРОТОГОН, ФОРТУНА, ТУТЕЛА. АВТОР ИРИНА ЕГОРОВА AKA SILIKUS". Информация после рекламы.

Заказать книгу через вконтакте сообщения, или по почте dostavka@mq2.ru, или в каталоге книг

При заказе до конца декабря 2024 года.

Наши книги можно купить:

1) ЛИКИ ЗАБЫТЫХ БОГОВ: ЭРОС, ПРОТОГОН, ФОРТУНА, ТУТЕЛА. АВТОР ИРИНА ЕГОРОВА AKA SILIKUS
Почта по России — 3000 рублей.

2) МИСТЕРИИ И МИФЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ГРЕЦИИ: ТАЙНОЕ ТАЙНЫХ (МИХАЭЛЬ МАЙЕР). АВТОР ПЕРЕВОДЧИК ИРИНА ЕГОРОВА AKA SILIKUS
Почта по России — 3000 рублей.

Комплект = Первая книга + Вторая = Комплект почта по России 4500 рублей.

Заказать книгу через вконтакте сообщения или по почте dostavka@mq2.ru или по телеграмму https://t.me/aka_silikus


 

What's your reaction?

Excited
1
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

Вам понравится

Смотрят также:Книги

Оставить комментарий